X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Молитва прп. Ефрема Сирина: толкование (ч. 2)

толкование покаянной молитвы

«Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Вместе с отцом Олегом Коваленко продолжаем разбирать молитву преподобного Ефрема Сирина.

Уныние

— На взгляд многих святых отцов, уныние — страшное орудие дьявола, через которое он получает вход в сердце и душу человека, вселяя в него отчаяние, — продолжает о. Олег. — Это самый быстрый путь для главной цели врага — лишить человека жизни и всякой надежды на спасение. Как важно это осознавать и умолить Бога и «Владыку живота» избавить нас от духа уныния!

По слову святого Ефрема Сирина, печаль снедает сердце человека[1]. «Отчаяние гибельно не только потому, что затворяет нам врата Небесного Града и приводит к великой беспечности и небрежению, но и потому, что ввергает в сатанинское безумие», — говорит святитель Иоанн Златоуст в увещании к Федору Падшему[2]. «Во всяком месте и деле избегай уныния и лености, чтобы не быть угнетенным силою врага», — в 9-м слове наставляет братию преподобный авва Исаия[3].

Причин страсти уныния много, в том числе уже упомянутые нами праздность, лень. У человека праздного вероятность заунывать значительно возрастает. Конечно, к унынию могут приводить и вполне жизненные причины: какая-то неудача или серьезные трагичные обстоятельства — потеря близкого человека, жилья… В любом случае, унывая, мы автоматически лишаем себя спектра духовных инструментов, подлинного духа, о котором писал апостол Павел: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22, 23).

Вот наша цель, наш ориентир. А если мы не стремимся соответствовать образу христианина, то вредим не только себе, но и окружающим, потому как искажаем образ подлинного ученика Христова, обозначенный и Спасителем в Евангелии, и истолкованный нашими святыми отцами.

 

прихожане в храме

Из некоторого опыта исповеди могу сказать, что сегодня многие люди весьма подвержены унынию. Падать духом, терять ревность о Боге — это всё проявления духа уныния, который попаляется молитвой, рукоделием, постом, бдением. «К истреблению же уныния служит молитва и непрестанное размышление о Боге, размышление же поддерживается воздержанием, а воздержание охраняется телесным трудом. Таков тесный путь, вводяй в живот (ср.: Мф. 7: 14)» — так в слове о восьми помыслах говорит святой Ефрем Сирин[4]. «Уныние происходит иногда от наслаждения, а иногда от того, что страха Божия нет в человеке», — пишет прп. Иоанн Лествичник[5].

Пост — это важный духовный инструмент, некий катализатор для усиления бдения и молитвы. Кто-то может и без поста молиться, но если человек включает еще и воздержание, то бдение дается легче: на пустой желудок на службе проще не спать и быть внимательным.

Если человек себя «за волосы» притянул в храм в четыре часа утра и просто постоял на службе, борясь со сном, он уже пустил в ход мощнейший инструмент. Можно так и не суметь сконцентрироваться, но при этом выйти окрыленным из храма. А если к бдению подключить небольшую молитву, постараться вникнуть в слова, можно выйти уже на другой уровень. Как часто бывает, что много раз звучащие в храме слова в определенный момент трогают нашу душу: «Столько лет слушал и ничего не понимал, а тут в самое сердце». Какая-то радость посещает человека, ревность, решимость!

 

парень молится в храме

Что для этого нужно? Для начала просто физически втолкнуть себя в автобус и доехать до монастыря. Такая решимость подключает помощь Божию. И всё преображается. Ты начинаешь с маленького шага, а заканчиваешь духовными плодами здесь и сейчас. Эту аксиому постоянно подтверждают братья и сестры, которые несут послушание в больницах и интернатах.

Был период, когда мы каждый будний день брали детей из интерната на службу. Нашей задачей было приехать, привести детей в храм для Причастия, а потом отвести обратно в интернат. Причащаться вместе с детьми получалось, конечно, не каждый раз. Но, даже не участвуя в таинстве Причастия, просто находясь в храме на литургии, на молитве, помогая детям, люди всё равно чувствовали большую благодать и поддержку.

Я в этом убедился на собственном примере. Когда пропускал послушание, думая, что справятся и без меня, всё как-то не клеилось, да и на душе было печально. Но как только заставлял себя одеться и выйти на улицу, пусть и недоспав лишний час-полтора, сразу же ощущалась свобода, радость. Видя усилие человека, Господь всегда помогает.

Никогда еще никто не пожалел, все-таки добравшись до храма и поучаствовав в общем деле, соборной молитве. Но начинается всё с нашего первого шага, когда нужно призвать Бога на помощь и решительно дать отпор духу уныния и праздности.

Вот как о бдении говорит Симеон Новый Богослов: «Совершаем бдения и поем псалмы — для того, чтоб не распложались злые помыслы, и ум наш не блуждал туда и сюда»[6]. «Блажен, кто бодрствует в молитвах, чтении и добрых делах; он просветится и не уснет в смерть», — читаем в Блаженствах прп. Ефрема Сирина[7]. А у преподобного Иоанна Лествичника целая глава «Лествицы» (Слово 20) посвящена бдению телесному: «Бодрственное око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу»[8].

 

инок Дмитрий

Любоначалие

— Нам может казаться, что любоначалие, желание начальствовать, присуще только людям, наделенным властью, и не особо касается нас, обычных людей. Но давайте вспомним евангельские примеры. Очень яркий эпизод, когда апостолыдорогою рассуждали между собою, кто больше (Мк. 9: 34). В ответ Христос обратился к Своим ученикам со следующими словами: …кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк. 9: 35).

Мы видим, что даже апостолам, казалось бы, простым людям, было свойственно любоначалие.

Любоначалие — это страстное расположение души к властвованию над другими людьми, жажда власти. И начинает проявляться этот порок очень рано. Мы замечаем, как даже маленькие дети порой стремятся назначать роли, управлять ситуацией, манипулировать родителями, одним словом, командовать. И если мы потакаем, не ищем врачевания, то грех пускает корни и превращается в страсть. Да и у взрослого человека, который, казалось бы, всю жизнь был тихим и смиренным, любоначалие может таиться в глубине сердца, и враг найдет нужный момент, чтобы этим воспользоваться. «Поднявшаяся пыль занимает много места в воздухе, а сама невелика; такова и власть. Как пыль ослепляет глаза, так гордыня власти помрачает зрение ума», — говорит Иоанн Златоуст в седьмой беседе[9]. Тот же святитель в 66-й беседе говорит: «Как богатство обыкновенно губит людей неосторожных, так равно и власть. Первое доводит до корыстолюбия, а последняя до безумия»[10].

Отметим, что православный христианин всеми силами стремится избегать власти и высоких должностей. Это и понятно, ведь, как говорит свт. Иоанн Златоуст: «Что за выгода властвовать над столь многими, когда сам не в состоянии победить себя и свои собственные страсти?»[11] В житиях святых мы также читаем, что святые устранялись от высоких должностей и никогда не стремились быть начальниками, властвовать, указывать, кому и что делать, расставлять всех на свои места. Это нам тоже важно понимать.

Когда есть выбор — оставаться на своей должности или руководить, важно взвесить все риски и, возможно, попытаться уйти от назначения: «Спасибо большое за доверие, но на своем месте я смогу принести больше пользы... Есть другие замечательные кандидаты, и они справятся гораздо лучше. А я готов помогать, участвовать в общем процессе». Но если вдруг приходит мысль: «О, сейчас всё преобразим, сделаем как надо, столько всего заработаем!» — это огромный риск. Нужно быть святым человеком, чтобы не соблазниться любоначалием и не натворить беды.

Другое дело, когда выбора нет, и общее дело вообще может остановиться. Тогда, понимая всю ответственность, человек испрашивает благословение Божие и со смирением принимается за дело.

По словам святителя Луки (Войно-Ясенецкого), любоначалие двигало всеми еретиками, которые превозносились над Церковью Христовой, ставили свое видение выше учения Церкви. Вспомним хотя бы Филарета (Денисенко), который стал во главе раскольнического Киевского патриархата. Очевидно, что враг двигал этим человеком, разжигая страсть любоначалия: стать патриархом, руководителем Церкви. И какой вред он нанес не только своей душе, но и Церкви Христовой! Миллионы людей сейчас страдают.

Поэтому хочется пожелать, чтобы мы все очень осторожно относились к желанию руководить, властвовать, управлять. И помнили слова Спасителя: …научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11: 29).

Продолжение следует…

Записала Мария Котова

Молитва прп. Ефрема Сирина: толкование (ч. 1)>>

 

[1] Сокровищница духовной мудрости: Антология святоотеческой мысли в 12 томах. — Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной пустыни, 2007‒2011.

[2] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: Т. 1‒12. — Санкт-Петербург: С.-Петерб. духов. акад., 1895‒1906. — 12 т.

[3] Сокровищница духовной мудрости: Антология святоотеческой мысли в 12 томах. — Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной пустыни, 2007‒2011.

[4] Ефрем Сирин (прп.). Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина / Ефрем Сирин (прп.). — Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1900. — Часть 5. — 519 с.

[5] Лествица, возводящая на небо / Преподобный Иоанн Лествичник. — 8-е изд. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 592 с. (Духовная сокровищница).

[6] Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова / в переводе на русский язык с новогреческаго епископа Феофана. — Изд. 2-е. — Москва: Афонский Русский Пантелеимонов монастырь (Типо-литография И. Ефимова). Выпуск первый — 1892. — 490 с.; Выпуск второй. — 1893. — 593 с.

[7] Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. — Москва: Даръ, 2008. — 480 с. (Духовное наследие).

[8] Лествица, возводящая на небо / Преподобный Иоанн Лествичник. — 8-е изд. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 592 с. (Духовная сокровищница).

[9] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: Т. 1‒12. — Санкт-Петербург: С.-Петерб. духов. акад., 1895‒1906. — 12 т.

[10] Там же.

[11]Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: Т. 1‒12. — Санкт-Петербург: С.-Петерб. духов. акад., 1895‒1906. — 12 т.

28.03.2023

Просмотров: 157
Рейтинг: 4.3
Голосов: 6
Оценка:
Комментировать