Ченстоховская икона Божией Матери
К сожалению, остается невыясненной история почитания на Руси богородичной иконы, перенесенной в конце XIV века в польский город Ченстохов(у). Древние русские святцы и месяцесловы не упоминают о ней. В печатных же месяцесловах XIX века день ее почитания — 6 (19) марта, тогда как по католическим календарям — 26 августа. Празднование 6 (19) марта, скорее всего, установлено как книжная догадка. Именно под этим числом в месяцесловах значится обретение святой царицей Еленой Креста Господня в Иерусалиме, с чем легенда связывает и находку этого образа. Установление определенного дня празднования иконы произошло, видимо, в связи с тем, что в 1813 году после взятия русскими войсками Ченстохова в Казанском соборе Петербурга была поставлена копия иконы.
История древней святыни
Предание приписывает авторство Ченстоховской иконы Божией Матери евангелисту Луке. В 66 году римляне осадили Иерусалим, и образ был спрятан христианами в пещере близ города Пеле. Через 300 лет икона была подарена святой царице Елене и таким образом оказалась в Константинополе. Это событие произошло 6 марта (19 марта по н. ст.) и является днем ее почитания доныне.
Существует свидетельство патриарха Фотия (середина IX века) об этом образе Пресвятой Богородицы с высокой оценкой его художественных достоинств. Предположительно, первоначальное название иконы было «Матерь Слова», но, безусловно, не «Ченстоховская».
Святая равноапостольная царица Елена
В настоящее время имеются три версии того, как святыня попала на славянские земли. По одной из них патриарх Фотий передал ее братьям Кириллу и Мефодию для благословения и просвещения славянских народов. Через святых братьев икона и попала в южную Польшу.
Другая версия гласит, что икону привезла в Киев византийская царевна Анна, невеста князя Владимира Святого. Святыня некоторое время пребывала в Десятинной церкви, а потом попала на Юго-Западную или, как тогда называли эти земли, Червоную (Красную) Русь (лат. Russia Rubra, укр. Червона Русь, польск. Ruś Czerwona).
По третьей версии, чудотворный образ привез из Константинополя в замок Белз в Галицко-Волынском княжестве двоюродный брат Александра Невского и основатель города Львова (Лемберга) князь Перемышльский, Холмский, Галицкий и Волынский Лев Данилович.
Современный вид Белзского замка
В 1340 году польский король Казимир III захватил Галицию и реквизировал икону со множеством других святынь. В 1377 году князь Владислав Опольчик перевез святыню во Львов. В 1382 году Владислав отправил икону в Виленскую область, центр латинства. 9 августа 1382 года он остановился в селе Ченстохова на Ясной горе, на ночь поставил икону в храме Успения Богородицы, но утром забрать ее не смог.
С этого времени икона принадлежит латинскому ордену паулинов и окончательно утрачивает свое первоначальное название, становится Ченстоховской.
«Матка Боска Ченстоховска»
В 1430 году Ясногорский монастырь разграбили иконоборцы-табориты (последователи Яна Гуса). Икона была расколота и серьезно повреждена.
Ясногорский монастырь, г. Ченстохов, Польша
После этого в 1434 году образ был привезен для реставрации в Краков при дворе польского короля Владислава II Яге́лло.
Первоначально над реставрацией трудились живописцы, работавшие в «греческой манере». Скорее всего, это были мастера из украинских и белорусских земель. Их приглашали в Польское королевство и раньше: в 1418 году они расписали костел в Люблинском замке, в начале XV века — колегиату в Вислице, а чуть ранее — в Гнезно. Однако на этот раз, как они ни пытались прописать икону по сохранившимся контурам, это не дало никаких результатов: накладывавшиеся краски оплывали.
По свидетельству Петра Ринуса (1523 г.), «трудности этих реставраторов исходили из того, что они писали темперными красками на образе, выполненном в восковой технике (энкаустике)…» (Ясная гора. Святилище Богородицы, Италия, Narni-Terni, 1992 г., стр. 6).
Вероятно, отчаявшись исправить икону, западнорусские мастера уступили свое место другим. Откуда происходили эти новые живописцы, сказать трудно. Ясно одно — они были представителями не византийской, а, скорее, западной школы. Эти мастера полностью соскребли икону, включая даже грунт, и создали новое изображение в духе готической живописи того времени.
Специалисты заключают, что «...как памятник византийской и древнерусской живописи Ченстоховская икона в настоящее время не существует. В 1434 году она была фактически написана заново на старой доске. Под ныне существующей живописью, как показали исследования реставратора Р. Козловского, нет ни малейших остатков первоначальной живописи…» (История древнерусского искусства. — М., «Наука», 1972 г., стр. 316).
И еще: «Вид древнего оригинала не сохранился. Икона, которая теперь находится в монастыре Ясной горы в Польше, "перемалевана" в 1434 году на западный манер» (Шедевры украинской иконописи XII–XIX столетий, «Мистецтво», 1992 г., стр. 176).
Ченстоховская икона Божией Матери в Ясногорском монастыре
Пытаясь определить стиль живописной школы, к которой можно было бы отнести ныне существующую икону, историки польского искусства расходятся во мнениях: М. Валицкий полагал, что икона возникла в окружении Людовика Венгерского, С. Томкович видел в ней черты римской школы, а К. Перадзска — сиенской.
Для нас в данном случае становится ясно, что икона стилистически утратила черты византийских и древнерусских традиций. В то же время нельзя не отметить, что в основной своей схеме иконографический тип утраченного изображения сохранился и в современном своем виде может быть определен как Одигитрия.
Иконографически Ченстоховская икона особенно близка к иконе конца X ‒ начала XI века, находящейся в римской церкви Марии Маджоре, и мозаичной иконе XII века в сербском хиландарском монастыре на Афоне.
Как и на других иконах типа Одигитрии, на Ченстоховской иконе Младенец-Христос сидит на левой руке Богоматери, подняв к Ней голову. В руке Младенца книга, что не характерно для чисто византийских и русских изображений Одигитрии. Такого рода варианты Одигитрии чаще встречаются на Западе. К ним относятся названная уже икона в Риме, фреска XIII века в церкви Санта-Мария дель Сарбо в Компиньяно, икона XVI века в Витербо, икона 1679 года кисти Константина Тзанеса, хранящаяся в церковном музее Дубровника.
В 1717 году икона была коронована нунцием папы Климента XI, а сами монахи от себя короновали икону польским гербом. В 1796 году папа Пий VI предоставил монастырю на «вечные времена» право продажи индульгенций (отпущение грехов) всем, кто восемь праздников в году побывает на службе.
В дни польского восстания 1863 года против Российской империи монастырь становится центром мятежников, в нем печатаются медали с изображением Ченстоховского образа и надписью «Боже, избави наш край» (от русских).
Ченстоховская икона и Православие
Часть православных считает, что история иконы в XV веке раздваивается. По их мнению, православная святыня с момента реставрации иконы в 1434 году исчезает, но поклонение ей остается под другим названием, более поздним, а собственное название утрачивается. В то же время появляется латинская икона, дающая свое название православной, хотя на самом деле они друг с другом никак не связаны.
Другая же часть верующих признает преемственность между древней святыней и современным Ясногорским образом Божией Матери.
Ченстоховская икона Божией Матери, написанная в православной традиции
Вот как списки Ченстоховской иконы оказались в России.
В 1813 году русская армия, изгнав наполеоновские войска из России, теснила захватчиков далее вглубь Европы. После взятия Варшавы главнокомандующий князь М.И. Кутузов специально отправил корпус барона Остен-Сакена для взятия «положительно враждебной Российскому Царству Ченстоховской примонастырской крепости».
После начала бомбардировки комендант крепости сдался со всем гарнизоном, а монахи-паулины вышли навстречу победителям и поднесли им в дар копию находящейся у них иконы «Черной Мадонны» (популярное на Западе название Ченстоховского образа).
По повелению российского императора Александра I эта икона вместе с ключами от Ченстоховской крепости, а также ключами еще от 28 городов и крепостей, была помещена в Казанском соборе Петербурга. Перед образом зажгли неугасимую лампаду, а император лично пожертвовал для украшения иконы серебряный оклад с драгоценными камнями.
С того времени списки Ченстоховской иконы разошлись по всей России. На данный момент известно больше десятка копий. Так, чудотворный список (огромного размера!) находится в Свято-Никольском храме села Ермолино близ подмосковного городка Видное. Во время Первой мировой войны попечением императрицы Александры Федоровны сюда были эвакуированы монахини Красностокского монастыря из-под Гродно в Западной Белоруссии (ныне территория Польши). Что удивительно, из семи храмов Видновского благочиния только этот, Никольский, никогда не закрывался властями. Храм действует с 1830 года. Ченстоховская Ермолинская икона почитается как главная святыня Никольской церкви, перед ней в особенности молятся вступающие в брак пары.
Копия Ченстоховской иконы Божией Матери в Свято-Никольском храме с. Ермолино
Еще один почитаемый список иконы пребывает в Брестской области Беларуси, в Спасо-Преображенском мужском монастыре, что в селе Хмелево. 19 марта здесь ежегодно совершается торжественное богослужение и крестный ход.
Список Ченстоховской иконы Божией Матери в Спасо-Преображенском монастыре, с. Хмелево, Брестская область, Беларусь
Также Ченстоховский образ очень почитается в Украине: чтимые списки иконы хранятся в киевской Кирилловской церкви, в харьковском Хорошевском женском монастыре, в кременецком Николаевском соборе, в Сокольском Преображенском монастыре на Полтавщине, в Вознесенской церкви города Острогожска Воронежской области, в церкви села Смоляна на Волыни.
Храм в честь Ченстоховской иконы Божией Матери есть в Свято-Вознесенском мужском монастыре рядом с селом Хорошее Луганской области.
В Тверской области, в мужском Нило-Столобенском монастыре, есть часовня в честь Ченстоховской иконы, где также хранится ее копия.
Следует заметить, что в России многие списки Ченстоховского образа носят название «Умягчение злых сердец» либо «Непобедимая Победа».
Тропарь иконе Божией Матери «Ченстоховская»:
Непобеди́мая Побе́до,/ Влады́чице Ченстохо́вская:/ дре́вняго и́же о на́с благоволе́ния Самозри́тельнице,/ бу́дущаго спасе́ния Храни́тельнице:// покая́нием соде́лай ны́ но́выя но́вому Царю́.
Кондак иконе Божией Матери «Ченстоховская»:
Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Величание иконе Божией Матери «Ченстоховская»:
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния // всем с ве́рою притека́ющим.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
19.03.2023