Мир Христов
Из дневниковых записей сестер
Мир Христов... Он приходит в душу, когда ее касается Бог. Здесь — всё временно, преходяще. А Бог дает человеку Свой мир, исцеляя всего человека.
Но и сам человек должен к миру стремиться. Ищи мира и следуй за ним, — учит пророк Давид (Пс. 33: 15).
Как же искать мир Христов? Что делать, чтобы Бог коснулся, даровал Свой мир уставшей, измученной суетой и грехом душе? Господь говорит: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (ср.: Мф. 11: 29).
Нужно не злиться, а быть благодарным и принимать от Бога в доверии Ему всё, что Он дает, зная, что это необходимо тебе.
Апостол Иаков говорит: Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не про́сите. Про́сите, и не получаете, потому что про́сите не на добро... (Иак. 4: 1–3).
Человек помрачен грехом. Он в самом деле уже не знает, чего желать, что просить. Человек перестает правильно понимать не только то, что вокруг происходит, но и себя самого. Человек потерялся, заболел. Его ум, сердце, душа и плоть — всё болит, всё в нем находится в противоречии, расстроено грехом.
Мир Христов есть не что иное, как исцеляющее действие Божие, исцеление человека.
Само слово «мир» означает отсутствие вражды. И значит, чтобы обрести его, нужно примириться. Грех отделил человека от Бога, он — причина разделения, непонимания, нелюбви в отношениях с ближними. Грех — причина разрушения нами окружающего мира (а ведь этот мир был раем, и Господь повелел хранить и возделывать его!).
И Бог учит, как избавиться от греха: «Покайтесь!»
Человек говорит: «Прости, Господи!» — и душа оживает, обретая мир с Богом, восстанавливается в своей цельности. Вмещая в себя Бога, становится красивой.
Человек говорит ближнему: «Прости меня!» — и в душу ближнего проникает лучик любви и милости Божией. Ты становишься родным ближнему, потому что вместе с ним говоришь Богу: «Отче наш!»
Человек говорит всему окружающему миру: «Прости меня!» И этот мир оживает, преображается, а сам человек перестает быть разрушителем, начинает видеть красоту, Бога в сотворенном Им мире, и даже сами следы такого человека уже не оскверняют, а освящают землю.
И тогда Бог дает Себя человеку, соединяясь с ним в таинстве Святого Причащения. Бог соединяется с человеком и восстанавливает в нем всё разрушенное грехом. И человек обретает мир в Господе, Кротком и Смиренном.
Нужно очень захотеть мира Христова — своего исцеления. И начать делать первые шаги к этому исцелению. Первый из них — ко Святой Исповеди, а второй — ко Святому Причастию.
И чтобы потом не потерять мир Христов, святой авва Дорофей советует «хранить свою совесть по отношению к Богу, ближним и вещам», то есть не нарушать своим «Я» и своим греховным «хочу» мира с Богом и людьми и беречь, содержать в чистоте и порядке вещи, которые у тебя есть, уважая труд людей, сделавших их.
Чтобы обрести мир Христов, надо объявить войну греху. Господь поможет нам. И мы должны победить.
***
Как хочется послушать тишину
И бег остановить безумный!
И жить. Уже не жить — бездумно,
Но сознавая с радостью: живу!
Не быть рабом событий и вещей,
Людей и чувств разнообразных…
И, отдохнув от дел и мыслей праздных,
Во глубину сойти души своей.
И молвить и творить… с печатью Духа,
Вливая радость жизни в каждый шаг,
Любовью побеждать тоску и мрак
И на земле — о Небе больше думать.
Послушница Фотиния (Чижик)
Журнал «Встреча» № 23 за 2002 г.
15.12.2022