X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Мне хотелось послужить Богу» (часть 2)

группа путь ко Христу сестра милосердия Татьяна

«Нужно меняться всем, в том числе и родителям»

— Посещая больницу, я видела ребят, которые только-только попали в лапы зависимостей, — продолжает свой рассказ сестра Татьяна. — С ними легко было работать, они шли на контакт, чувствовали радость от Божьего прикосновения. Но, выписываясь из больницы, уходили в мир, в свои семьи с устоявшимися шаблонами поведения — и снова падали. Было грустно смотреть на них при повторном попадании в больницу, на их слом и потерю надежды.

Из своего опыта я знала, что нужно меняться всем, в том числе и родителям. И я знала людей, пришедших за мной в монастырь, которые имели аналогичные проблемы в семьях и понемногу менялись, вытаскивая себя и близких из этого омута боли. После акафиста они собирались в кафе, чтобы поговорить и поделиться своими бедами и радостями. Я иногда заходила с ними пообщаться.

Чувствуя необходимость создания в монастыре пространства, где люди смогли бы после акафиста перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» встретиться, поддержать друг друга, поделиться своим опытом с другими, я попросила у отца Андрея благословение на создание такой группы.

 

икона Богородицы

«Путь ко Христу»

— Отец Андрей благословил нас и придумал название, которое мы очень любим, — «Путь ко Христу». Неделю назад был праздник нашей группы.

8 лет — это такой знак вечности. За это время через группу прошло много людей. Кто-то приходит, получает информацию, а потом начинает развиваться сам. Кто-то остается и начинает служить в группе, кто-то уходит, а через 2–3 года, когда опять беда свалится, возвращается.

Некоторые приходят в группу, не имея зависимых близких, но чувствуя, что их переполняет излишняя тревога за своих родных, напряжение от которой приводит их к зависимости от отношений с ними, потере мира в душе и, как следствие, вынуждает их близких снимать напряжение в этих отношениях тем или иным способом, в том числе и трудоголизмом, бегством в работу от решения назревших проблем. Люди узнают о нас от своих родных, друзей и знакомых, из информации на сайте монастыря, из листовок на досках объявлений на территории обители. Иногда мне звонят люди из других стран с просьбой помочь им разобраться с проблемой зависимости близких. Как правило, это православные люди. Поэтому на встречах мы говорим и о Боге, и о Церкви.

В основном приходят матери, жены, иногда — целыми семьями, но остаются женщины.

 

духовник с группой созависимых

«Человек находит место, где может открыться»

— Самое большое чудо для меня — это чудо преображения, которое происходит с сестрами. Я всех помню в их первый приход. Как правило, сначала все плачут. Мы знаем этот феномен. На этот случай у нас припасены салфеточки. И мы всегда дружно говорим: «Плачьте, не стесняйтесь». Душа человека наконец-то находит место, где она может открыться. Люди иногда скрывают свою боль десятилетиями. Они не могут сказать ни друзьям, ни родственникам, ни на работе, что их близкий — наркоман, или алкоголик, или игроман. А тут они находят людей, которым можно открыто сказать о своей проблеме. Здесь их не осудят, не обвинят.

 Таких людей нужно восстанавливать потихонечку, осторожно. Но уже к концу первой встречи, когда душа отплачется, это уже совершенно другие люди. 

На следующий раз женщины приходят красивые, с надеждой. Иногда мы их не узнаем, потому что они совершенно преображаются: красивые, нарядные, с прическами.

 

праздничный стол

«В нашей группе много тепла, любви, принятия»

— У нас нет какой-то отлаженной программы, но есть понимание того, как отрываться от проблемы. Темы нашей группы связаны с проблемами эмоциональной зависимости от отношений, называемой термином «созависимость». Когда в семье случается беда, наш мозг запоминает это и становится очень тревожным. Как только происходит похожая ситуация, включается страх, память о боли, повышается тревожность.

Группа наша открытая, анонимная, хотя никто из нас не скрывает своих лиц, потому что люди научаются доверять Богу. Тут человек соприкасается с собой, со своей болью, и то, что с ним происходит, он воспринимает не как грех, а как поломку в своей душе.

 Мы не обвиняем человека. Мы помогаем дойти до исповеди, а потом стараемся, чтобы чувство вины его не разрушало. 

Люди, поврежденные виной, очень чувствительны к каким-то обвинениям. Тут, наоборот, сначала душу надо залечить, а потом, когда человек окрепнет, он сам решит, что является грехом, что тревогой, что страхом. С людьми, которые ранены горем, бедой, надо работать очень осторожно.

Наша группа доброжелательная: в ней много тепла, любви, принятия. Это наш самый главный ресурс.

В группе работают психологи — православные люди, которые имеют психологическое образование. Они приходят послужить своим профессиональным опытом и бережно помогают людям встретиться со своей болью, не застрять в ней, разобраться и идти дальше, ко Христу, воцерковляясь и углубляя свои отношения с Господом, но уже не через боль отношений с близкими. К нам на группы приходит мой сын, магистр богословия, проводит беседы на богословские темы.

 Часто мы ездим в паломнические поездки группой. Для нас важно побыть вместе, помолиться, пообщаться. Это помогает воцерковиться новоначальным. 

«Группа — это большой ресурс для всех, в том числе и для меня»

— Еще один большой ресурс нашей группы — общий чат, где больше 90 человек. В этом чате мы размещаем полезную информацию, Евангелие дня, молитвы. Мы молимся за тех, кто просит о помощи в сложных жизненных обстоятельствах. Проблемы с Божией помощью решаются. Во время постов мы молимся по соглашению — читаем Псалтирь, Евангелие или акафисты Богородице.

Группа — это большой ресурс для каждого ее участника, в том числе и для меня. Это коллектив единомышленников. К нам приходят люди разные, но те, кто остаются, — интересные, думающие. Они не боятся меняться и «продираются» через свои страсти к радости жизни во Христе.

 

на рабочем месте за компьютером

Иногда я устаю и мне кажется, что надо уже закрывать группу. Восемь лет. Каждый четверг. Сейчас мы уходим на летние каникулы, а раньше работали нон-стоп. К каждому занятию нужно подготовиться, привлечь в соведущие психолога или другого приглашенного человека, согласовать тему. И не факт, что всё, что продумано, получится. Бывает, не знаешь, кто придет и сколько людей, а приходит всегда больше 10 человек.

Группа — живой организм, который реагирует на состояние каждого участника. Нужно уметь перестраиваться в ходе встречи. Если пришла новая сестра — прикоснуться к боли человека, но уберечь других участников от чрезмерного погружения в чужую боль, постараться «вытянуть» группу, чтобы люди ушли домой в состоянии мира и спокойствия. И как наполнить и разнообразить встречу, если уже столько всего переговорено, прочувствовано, понято?

Конечно, я долго не могу заснуть, приходя с группы. Но когда меня начинают одолевать мысли о том, что можно уже и закрывать группу, приходит новая сестра, и мои «старенькие» сестры говорят: «Сестра Татьяна, ну как мы можем человека бросить?» Появляется новый импульс, новые силы, и мы опять включаемся в работу.

«Слава Богу за всё!»

— Я очень благодарна нашим «стареньким» участникам, которые стали для меня близкими подругами, за их участие в жизни группы, за то, что они берут на себя часть служения в группе, за их доверие мне. Очень благодарна нашим психологам, без их профессиональной помощи группа не смогла бы работать. И очень благодарна монастырю, что он дает покров нашим встречам, мы чувствуем благословение и клира монастыря, и монашествующих. Слава Богу за всё!

В сложных ситуациях я иду на исповедь к отцу Андрею, потому что у меня есть доверие к его опыту, живому участию, доброжелательности, молитве. Первые годы я каждый вторник ходила на беседы. Потом мы ездили на беседы вместе с сыном и много получали ответов на свои даже не заданные вопросы.

Сейчас какие-то богословские вопросы я больше решаю с сыном, доверяя его академическому духовному образованию и глубине восприятия жизни. На исповедь я могу пойти к любому священнику.

«Надо действовать твердо, но аккуратно»

— Справиться с проблемой зависимости человеческими силами трудно. Тут надо поднять голову к Небесам. Не сливаться с проблемой зависимости своей и близкого в единое целое. Надо действовать твердо, но аккуратно. Выбирать человека, но не выбирать его зависимость.

Первое, что я говорю: «Не спешите, не машите косами».

 Сперва надо понять, что я делаю не так. Создать пространство отношений. Увидеть, где я, где другой. Чем я могу ему помочь, а чем навредить своим "спасательством". 

Нужна остановка, но она возможна только тогда, когда у человека будут силы. Мы черпаем силы, приходя в группу, потому что там такие же люди, как мы, которых можно обнять, которым можно рассказать о своей проблеме, не впадая в чувство вины, не защищаясь, не обвиняя другого, быть честным с собой и другими. И главное — там есть Господь.

 

молитва в храме

 «Бросит он пить, а что дальше?»

— Часто люди ходят на акафист «Неупиваемая Чаша» не ради Господа, а ради того, чтобы близкий перестал пить. Бросит он пить, а что дальше?

 Жизнь близкого должна полностью поменяться, но сначала должна поменяться наша жизнь. 

Мы должны видеть Христа не через призму своего зависимого, а просто Христа Бога, с Которым у меня личные отношения. Тогда у человека получится. Тогда в его жизни будет Христос, а не Христос как инструмент для решения моих проблем, снятия моей тревожности.

Человека волнует болезнь близкого, а близкому может быть с ней хорошо. Ему нравится употреблять. Для него это — анестезия. Он сам выбирает — пить или не пить. А я выбираю — быть с Христом или с зависимостью своего близкого.

На сайте в разделе «Служение» есть информация о нашей группе. Она открыта для всех. Мы собираемся по четвергам в 19:00. Сейчас место нашего сбора — Никольский храм монастыря. Какие-то вопросы можно уточнить по номеру телефона: +375 (29) 750 90 94.

Беседовала Елена Романенкова

Фотографии Игоря Клевко и из личного архива Татьяны Сидоренко

 «Мне хотелось послужить Богу» (часть 1)>>

30.11.2022

Просмотров: 86
Рейтинг: 5
Голосов: 10
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать