X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Святые старцы Оптинские о покаянии

святые оптинские старцы о покаянии крест

«Основание нашего спасения — покаяние. Один монах пришел к старцу и с большой скорбью рассказал ему, что он прежде жил хорошо, теперь всё потерял и почти отчаивается в своем спасении, что другой, вновь поступивший, опередил его. На это старец сказал ему: "Падший монах, прежде хорошо живший, подобен дому, развалившемуся, который, однако, можно скоро вновь состроить, потому что весь материал здесь же лежит, и фундамент уже сделан и цел. Гораздо труднее построить дом вновь на пустом месте; для этого надо и материала навозить, и углубить землю для основания, заложить в землю основание. Так и монах, прежде живший рачительно и павший, но не потерявший только своего произволения, скоро восстанет опять, так как воспоминание прежней хорошей жизни, скорби, перенесенные во время искушения, настоящее покаяние, слезы, смирение — вот готовый материал. А новоначальному многое еще нужно"».

***

«Если бы пришлось кому и преткнуться, пасть ненамеренно, недобровольно, он уврачуется покаянием, слезами, сознанием своей немощи, если не откажется впредь бороться с собой, с борющим нас грехом. Таковый, если и падет — восстанет и устоит в своем основном направлении, не продавая себя греху. Не устоит тот, кто возлюбил более добродетели грех, наслаждение грехом, кто убоится скорбей по самосожалению, кто по вражию внушению, не видя в себе желаемого благого плода, откажется и от посильного понуждения себя, сочтя по гордости своей, что если, мол, я недостоин и неспособен получить вскоре и даже никогда то, что получили прежние и другие, то и трудиться нечего понапрасну, а какие-то крохи, объедки мне не нужны, — и откажется сначала в душе, а потом и наружно от намеченного прежде благого пути, пути тесного.

Если кто видит, что сильно его укоснение во грехе, что грех приобрел над ним большую власть, пользуясь забвением и неразумием его, что уплыл он далече в море греховное, что долог и труден путь возвращения к Богу, — пусть не унывает, требуется лишь искреннее желание возвратиться к Богу, а Он уже ждет нас. Умилительно слово пророка: Возвратитеся [ко Мне], сынове, и исцелю сокрушения ваша, глаголет Господь (Иер. 3: 22). Господь как бы просит нас возвратиться в Его отеческие объятия, не отрекается от нас, считает нас Своими детьми, как же нам отказаться от возвращения к Нему! Пусть будет путь труден и тесен, мы веруем, мы знаем верою нашею, куда он ведет. Итак, потерпим на сем пути, постараемся не сбиться с него — он блажен, он несомненно верен».

Преподобный Никон Оптинский

«Что ни думай, что ни толкуй, а смерти не миновать и Суда Божия не избежать, на котором воздастся каждому по делом его. Поэтому хорошо заблаговременно опомниться и взяться за настоящий разум. Евангельское учение начинается и заканчивается словами: покайтеся! Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (ср.: Мф. 9: 13). Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11: 28, 29). Призывает Господь труждающихся в борьбе со страстями и обремененных грехами и обещает успокоить их чрез искреннее покаяние и истинное смирение».

Преподобный. Амвросий Оптинский

«Покаяние выше всех добродетелей. Но в надежде на милосердие Божие и на покаяние продолжать грешить не должно. А согрешивши — отчаиваться не следует. Ангелам свойственно не падать, людям — падать и скоро вставать, а бесам — никогда не восставать.

Кто от случающихся падений не упадает духом, того восхвалят Ангелы как храброго воина! Ангелам бывает радостно на небесах об одном грешнике кающемся. И Спаситель говорит, что Он пришел грешников спасти и что больные требуют врача, а не здоровые. Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения (см.: Лк. 18: 10–14). Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их, ибо истинно слово: отпустите мало — отпустится вам много (см.: Лк. 6: 37; 1 Кор. 13: 1–8, 13)».

***

«Покаяние тогда истинно, когда после него всеусиленно будешь стараться уже жить как должно. А без этого оно мало действительно, если каешься лишь бы проговорить о грехах, а жить по-старому».

***

«Каяться не ленись. Если бы и десять раз на день пришлось каяться, всё кайся, ибо сказано: в чем застану, в том и сужу (см.: Мф. 24: 42). Дай Бог, чтобы и тебя в покаянии застал Он».

***

«В словах самохваления и самооправдания всегда кроется непокорность и гордость, чего отвращается Бог. По согрешении немедленно надо "бежать", скажешь: куда же? — К тихому пристанищу сердечного покаяния. Каждый вечер перед сном выскажи Богу Сердцеведцу все свои погрешности, соделанные в деле, слове, в помыслах, и верь, что Бог принимает твое сердечное покаяние».

***

«Бог будет судить о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения. В один день Бог будет судить нас не о псалмах, не за оставление нами молитвы (так и когда-либо правила), но за то, что не покаялись! Великая бывает радость Ангелам на небесах о едином грешнике кающемся (ср.: Лк. 15: 10). Будем же молиться: "Господи, помилуй. Господи, даруй мне смирение и кротость". Или же: "Какими знаешь способами спаси меня, Господи!" И Господь по милости Своей помилует и спасет нас всех Своею благодатью. Каждый день и каждый час клади начало к исправлению, и Бог милости, человеколюбия и щедрот подаст и нам руку Своей помощи, как Петру, святому апостолу, утопающему в волнах морских».

Преподобный Иосиф Оптинский

«Вся жизнь проходит в суете. Ум идет посреди суетных мыслей и соблазнов. Но постепенно он навыкнет помнить о Боге так, что в суете и хлопотах, не думая, будет думать, не помня, — помнить о Нем. Только бы шел не останавливаясь. Пока есть в тебе это стремление вперед — не бойся, цел твой кораблик и под сенью креста совершает свое плавание по жизненному морю. Цел он — и не надо бояться возможных житейских бурь. Без непогоды не обходится никакое обычное плавание, тем паче жизненный путь.

Но не страшны жизненные невзгоды и бури шествующим под прикрытием спасительной молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". Не страшны они, только бы не впасть в уныние, ибо уныние порождает отчаяние, а отчаяние уже смертный грех. Если и случится согрешить, верь в милосердие Божие, приноси покаяние и иди дальше, не смущаясь».

Преподобный Варсонофий Оптинский

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

24.10.2022

Просмотров: 265
Рейтинг: 4.8
Голосов: 21
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать