X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Оптинский небосвод

святые народные утешители оптинские старцы

24 октября Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших

О, созвездие небосвода иноческаго! О, дивная стая орлиная!
Многосветлое паникадило храма Богородицы,
истинная гроздь винограда Христова, —
тако речем вам, отцы преподобнии,
тако именуем и славим собор святых Оптинских.
(Стихира на литии гл. 7 иеромонаха Василия (Рослякова)

Оптина пустынь — вертоград старчества, просиявший в XIX–XX столетиях, освещает духовный путь христианам и сегодня. Целый век не оскудевал этот живоносный источник Русской Церкви, являя особую связь в Духе, таинственное единение во Христе несущих свое служение подвижников в месте, «идеже Бог пребывает с человеки». Дух соборности действовал на учеников старцев и всех братий, соединяя союзом любви, завещанной Христом Церкви. Дух мира Христова, обретенный оптинцами через старчество, ощущался всеми благочестивыми посетителями обители.

 

преподобные Лев и Макарий Оптина пустынь

Преподобные Лев (Наголкин) и Макарий (Иванов), Оптина пустынь

«Я понял, что здесь учат людей жить хорошо, то есть жить счастливо, и здесь помогают людям нести выпадающие им тягости жизни, в чем бы они ни состояли».

Е.Н. Погожев (Поселянин)

«Поучительны и назидательны были отношения между старцами отцом Леонидом и отцом Макарием, — пишет архимандрит Агапит (Беловидов). — Умилительно было видеть… их единодушие и взаимную любовь».

 

преподобные Моисей и Антоний врата

Преподобные Моисей и Антоний (Путиловы), северные врата Предтеченского скита Оптиной пустыни

Единовременно труждаясь на земной ниве, делатели-старцы в одно и то же время управляли и руководили всей внешней и внутренней жизнью обители. Настоятель схиархимандрит Моисей со своим братом скитоначальником схиигуменом Антонием и преподобные старцы Лев и Макарий были людьми совершенно разных характеров. Но, несмотря на эту разнохарактерность, по словам агиографа, «жили в таком союзе мира и искренней христианской любви, что каждый из них готов был за другого душу положить».

Великие оптинцы пеклись об окормлении и просвещении простого народа, помогали ему самим делом. Преподобный Моисей затевал в голодные годы обширные постройки, не столько оплачивая труд работников, сколько благотворя им: «Будем делать для самого же народа, дондеже Господь не закрыл еще для нас Свою щедрую руку», — говорил старец. «Как нам не знать отца Леонида (имя преподобного старца Льва в иночестве. — Прим. ред.)? — отвечали приезжим жители окрестных деревень. — Для нас он пуще отца родного. Мы без него были, почитай, сироты круглые».

 

преподобные Иларион и преподобный Амвросий колокольня оптиной

Преподобный Иларион (Пономарев) и преподобный Амвросий (Гренков). Колокольня Оптиной пустыни, соединенная со старыми вратами монастыря

Благодать Божия не упраздняет особенностей личности человека, его характера. По словам митрополита Трифона (Туркестанова), старец Лев «является перед нами прежде всего человеком непоколебимой веры… отсюда уже вытекают и прочие свойства его характера: необычная смелость, твердость и энергия в отстаивании дорогого для него старчества. Страх для него не существовал: он исполнен был лишь страха Божьего Суда. Пламенная ревность по Богу — его главная черта».

«Другие особенности имел характер отца Макария — продолжает митрополит Трифон. — Это был человек мягкий, кроткой и нежной, глубоко поэтичной души. Главная добродетель, которой он особенно требовал от своих духовных детей, — смирение, считая эту добродетель основанием правильной христианской жизни».

Верный ученик старца Макария, преподобный Амвросий, имел с ним много сходного в характере. Он был такой же мягкой любвеобильной души, полной снисхождения к слабостям человеческим. По словам митрополита Трифона, «отличительным его свойством была… христианская любовь. Этой любви он учил и духовных чад своих: ее особенно старался насадить в их душах. Его преимущественно перед другими старцами можно назвать проповедником любви».

 

преподобные Анатолий и Исаакий  часовня

Преподобный Анатолий (Зерцалов) и преподобный Исаакий (Антимонов). Часовня над могилами иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных на Пасху в 1993 г.

К этим портретам Оптинских старцев можно добавить воспоминания о чертах их учеников. Преподобные Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин), преданные чада старца Амвросия, тоже очень различались между собой. Преподобный Амвросий называл отца Анатолия великим старцем: «Ему дана такая молитва и благодать, какая единому от тысячи дается». Преподобный Иосиф также был человеком глубокого внутреннего делания, всегда хранившим сердечное безмолвие и непрестанную молитву. Будучи отражением старца Амвросия и по жизни, и по учению, по форме наставлений ученик отличался от своего старца. Он был весь сама сосредоточенность, речь его была сдержанна и дышала лишь одним святоотеческим учением.

 

святые Иосиф и  Варсонофий Оптина

Преподобный Иосиф (Литовкин) и преподобный Варсонофий (Плиханков). На дальнем плане — лазаретная башня и гостиница для священнослужителей

Духовными учениками преподобного Анатолия (Зерцалова) были великий духовный воин преподобный Варсонофий и дивный тайнозритель Божественных откровений старец Нектарий.

Оптинское старчество, подобно могучему древу, дало много плодоносных ветвей: духовное чадо старца Варсонофия, отец Никон (Беляев), прославлен Церковью как преподобноисповедник веры Христовой в годину гонений на Церковь. А преподобный Иосиф воспитал старца Анатолия (Потапова), отеческая любовь и пасхальная радость которого во время лихолетий изливалась на всех, кто притекал к нему в скорбях и испытаниях.

 

преподобные Анатолий и Нектарий храм

Преподобный Анатолий (Потапов) и преподобный Нектарий (Тихонов). Восстановленный храм в честь всех святых

Е.Н. Погожев (Поселянин) так писал о чаяниях страждущей человеческой души: «Монашество есть та отдушина, через которую смотрится в небо жаждущее этого неба человечество».

«О, красота моя Оптинская! О, мир, о, тишина, о, безмятежие и непреходящая слава Духа Божия, почивающая над святыней твоего монашеского духа, установленного и утвержденного молитвенными воздыханиями твоих великих основателей!.. О, благословенная Оптина!» — сказал об Оптиной С.А. Нилус.

 

преподобноисповедник Никон и преподобномученик Исаакий II церковь

Преподобноисповедник Никон (Беляев) и преподобномученик Исаакий II (Бобраков). Восстановленная Свято-Владимирская церковь

Историю оптинского старчества в XX столетии венчает мученическая кончина последнего настоятеля обители — преподобномученика Исаакия. На требование оставить окормление находившихся в рассеянии братий и уехать он мужественно ответил: «От креста своего не побегу». Еще в древности христиане за особую честь почитали принятие мученического венца, страданий за Христа. В новое время в возрождающейся обители на Пасху 1993 года пострадали от руки безбожника три оптинских инока: иеромонах Василий (Росляков), инок Трофим (Татарников) и инок Ферапонт (Пушкарев). Вместе со Святейшим Патриархом Алексием II можем сказать: верим, «что Господь, призвавший их в первый день Святаго Христова Воскресения через мученическую кончину, сделает их участниками вечной Пасхи в невечернем дни Царствия Своего».

Монастырь — это не стены и постройки, но молитвенное единение во Христе, способное противостоять любому напору зла и разрушения. Святая Оптинская обитель подарила Церкви и всему миру великие сердца, великих молитвенников, обымающих своей любовью вселенную. Не прекращают они своих трудов, пекутся о спасении народа Божия, привлекают к нам, грешным, своими святыми молитвами милость Божию и ныне.

«Воистину дивен Бог во святых Своих, пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещеннии отцы, тайная сердца человеческаго ведуще, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. Ныне же, во славе Божией пребывающе молятся непрестанно о душах наших».

(Кондак, глас 6)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). — Тула: Введенская Оптина пустынь, 1991. (Репринт).
  2. Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. — М.: Введенская Оптина пустынь: Свято-Троицкая Сергиева лавра: Отчий дом, 1997.
  3. Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и Оптинские старцы. — М.: Мартис, 1997.

24.10.2022

Просмотров: 167
Рейтинг: 5
Голосов: 22
Оценка:
Комментировать