«Зажги свою свечу и жди…» (часть 1)
Летом нынешнего года в издательстве нашего монастыря вышла детская книга об отце Иоанне (Крестьянкине). Ее автор — Вячеслав Бондаренко, писатель и общественный деятель, автор исторических книг из знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ), в том числе биографии архимандрита Иоанна (Крестьянкина); популярных кинороманов «Ликвидация» и «Кадетство». Разговор с Вячеславом Васильевичем получился очень живым и обстоятельным: мы говорили не только о «пасхальном батюшке», но и о семейной истории, призвании, Промысле Божием, а также об испытаниях современного технологичного мира.
«Я начал собой гордиться, и мне это страшно не понравилось…»
— Что именно «замечательного» Вы увидели в отце Иоанне (Крестьянкине), когда решили написать о нем книгу, вошедшую в итоге в серию «Жизнь замечательных людей»?
— На этот вопрос сложно ответить. Мое знакомство с отцом Иоанном сложилось как бы «само собой». Сначала была паломническая поездка в Псково-Печерский монастырь в 2017 году, после которой я вплотную заинтересовался его биографией. До этого я знал о нем, условно говоря, в объеме общеобразовательной программы. Всё изменило посещение келлии старца, общение с его келейницей Татьяной Сергеевной Смирновой. Буквально через несколько дней после возвращения из монастыря я сел за работу. В целом книга написалась довольно быстро, хотя работа была и сложная. В самом начале я решил объехать все места, связанные с судьбой и служением отца Иоанна. А он служил в том числе на очень отдаленных приходах. До некоторых храмов в Рязанской митрополии приходилось добираться более четырех часов на автобусе — настоящая русская глушь.
— Почему Вам было важно там побывать?
— Воспоминания — это то, как видят человека и события другие люди. А мне как писателю было важно увидеть всё своими глазами. Самым ценным, конечно, оказалось общение с людьми, которые знали отца Иоанна лично, были его духовными чадами, плотно общались с ним, в том числе еще в 60-е годы, до монашеского пострига.
— Каким Вы увидели отца Иоанна?
— Человеком, который воплотил в себе евангельскую любовь, добро, свет. Очень сложно поверить, что такие люди есть. Отец Иоанн — лучший пример того, как можно было в ХХ веке в нашей стране прожить свою жизнь праведно, достойно, стать ориентиром для многих других людей. Он и сейчас им остается — мудрым и добрым пастырем, прошедшим со своим народом через многие испытания. Это было очень радостное, возвышающее душу знакомство. Как и с теми, кто лично знал отца Иоанна. Например, его сослужителю, отцу Владимиру Правдолюбову, когда я с ним общался в Касимове, было уже за 90, он знал лично не только отца Иоанна, но и преподобного Серафима (Романцова)…
Но одновременно эта книга оказалась для меня не полезной… Я абсолютно не ожидал последовавшей реакции: большой резонанс, много наград, лестные слова от митрополитов, епископов, богословов. Люди, которые прекрасно знали отца Иоанна, говорили, как хорошо я его понял: «Всё так и было!», «Как будто ты его знал лично!» Я начал гордиться собой, думать, что действительно что-то понял в отце Иоанне, и даже, к своему ужасу, давать какие-то советы людям... Мне это страшно не понравилось. И сейчас я всеми силами стараюсь от этого дистанцироваться. Написалась книга — и слава Богу.
Послание детям от отца Иоанна
— А как такой большой труд трансформировался в детскую книгу?
— Идея родилась сама собой. Жизнь отца Иоанна интересна, поучительна и живописна. Захотелось некоторые события изложить простым языком, доступным не только взрослым, но и детям. Я очень благодарен издательству Свято-Елисаветинского монастыря, которое восприняло мою идею с энтузиазмом и взялось за издание книги. Отдельное спасибо за замечательные иллюстрации, их выполнила художница Татьяна Казанцева.
Совсем недавно состоялась презентация этой книги в Санкт-Петербурге, в Спасо-Парголовском храме, которую вела Ольга Борисовна Сокурова — духовное чадо отца Иоанна еще с 70-х годов. Очень много народа пришло, книга вызвала большой интерес.
На презентации в Санкт-Петербурге Ольга Борисовна Сокурова, доктор культурологии, член Союза театральных деятелей РФ, которая на протяжении 30 лет являлась духовным чадом отца Иоанна (Крестьянкина), прочла отрывок из новой книги. В своем письме батюшка наставляет мальчика в учебе, отношении к себе и людям. По словам Ольги Борисовны, в этих строках заложена целая программа, обращенная к маленькому человеку, с очень важными и направляющими в жизнь советами.
— Как Вы отбирали истории для книги?
— В формат книги «ЖЗЛ» не вошли многие эпизоды из жизни отца Иоанна. Поэтому я написал художественную повесть «Свидетель о Свете» — некоторые фрагменты хотелось изложить более подробно и лирично. А в детское издание вошли, пожалуй, самые живописные рассказы, понятные детям и объясняющие божественную логику, Божье водительство, в жизни отца Иоанна. В книге читатель найдет простые, но интересные истории, которые показывают, насколько он был распахнут навстречу людям, отдан им.
— А можно ли через книгу передать детям опыт веры? Какими должны быть слова, чтобы рассказать им о вере, поиске Бога, таких выдающихся людях, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин)?
— На мой взгляд, всё сугубо индивидуально. Порой вещи, которые в детстве нас даже отталкивают от веры, впоследствии играют свою положительную роль. Я основываюсь на собственном опыте. Помню, как в детстве нас приглашали в гости наши верующие соседи-старики и на Пасху угощали крашеными яйцами и куличами — мне это страшно не нравилось. Но с годами я понял, что это было одно из первых соприкосновений с миром веры. Мы не знаем, как и куда нас приведут те или иные обстоятельства, события, впечатления. Какое слово, кем и когда сказанное, запомнится. Поэтому, надеюсь, и такая книжка заронит в кого-то свое зерно. Это уж как Богу будет угодно. Наше дело — по мере сил сеять хорошее. А сработает оно или нет — не наша забота.
— Какой, на Ваш взгляд, должна быть книга о Боге, чтобы она была интересна современным детям?
— Все дети разные, и по интеллектуальному уровню, и по духовному. Под детское восприятие я никак не подстраивался, просто писал простым языком, без изысков. И держал в памяти рекомендацию Корнея Чуковского: «Для детей нужно писать так же, как и для взрослых, только еще лучше».
— Мне кажется, отцу Иоанну очень подходит евангельское выражение «будьте как дети». Когда читаешь о нем или смотришь документальные кадры, сложно не заметить, не почувствовать в нем то самое «детское» — что-то очень настоящее, радостное и светлое. А что для Вас означает эта фраза?
— Жить как живется. Взрослея, человек начинает много суетиться, планировать. А когда планы рушатся — впадать в неистовство и снова их строить. Так примерно жизнь и проходит. Затем, оглядываясь назад, человек понимает, что жить хотел бы совершенно по-другому... Дети же ни о чем таком не думают. Да, временами им не хочется в школу, но это нормально. Зато они умеют радоваться первому снегу. «Быть как дети» — значит сохранять чистое восприятие окружающего мира и не придавать себе особого значения, то есть не превозноситься.
— Искусство, литература меняют людей? Сколько прекрасного создано и написано — Шекспир, Байрон, Достоевский, Пушкин, — а люди всё такие же...
— Люди разные. И Шекспиру, и Пушкину, и Достоевскому тоже наверняка многое вокруг не нравилось. Но они просто садились и делали свое дело. Вряд ли Пушкин думал, как его творчество впоследствии повлияет на человечество. Делай, что нужно, а там Бог управит. У отца Иоанна есть очень хорошее высказывание по этому поводу. Он говорил, что мир вокруг очень темный, но всё, что нужно тебе, — зажечь свою маленькую свечку в этой темноте, и тогда темнота станет чуть менее темной. Правда, этого может никто, кроме Бога, и не заметить, но самое главное — все-таки свечу зажечь.
Логика истории
— Вы много пишете о начале ХХ века — Первой мировой войне, Белом движении. Почему Вас так интересует эта эпоха?
— Корни этого интереса в семейной истории. Мои предки участвовали в Гражданской войне с обеих сторон. Я занимаюсь генеалогией около 20 лет. Через исследование судеб предков естественным образом начинаешь интересоваться событиями, участниками которых они были. В процессе более полно понимаешь логику событий, обнаруживаются интересные находки, о которых хочется рассказать.
История моего прапрадеда, пожалуй, самый яркий пример. Мои родители знали только, что он был полковником Белой армии, эмигрировал и умер не то в Югославии, не то в Болгарии. Больше никто ничего не знал. Я этой историей занялся. В итоге восстановил судьбу своего прапрадеда, нашел место его захоронения. Ананий Васильевич Максимович умер в Болгарии в 1929 году, в Русском инвалидном доме на Шипке (село в центре Болгарии. — Прим. ред.), при храме Рождества Христова. Рядом находилось кладбище, где хоронили русских эмигрантов.
Когда я отыскал могилу прапрадеда, кладбище было совершенно заброшено. Благодаря нашим болгарским друзьям мы его восстановили. Теперь там установлен памятник. В процессе нашлось много людей, у которых там тоже захоронены предки. В 2016 году вышла моя книга «Русский некрополь на Шипке», посвященная истории русских инвалидных домов, существовавших на Шипке с 1922 года. Вот так одна история моего прапрадеда потянула вереницу событий.
— А как прапрадедушка оказался в Болгарии?
— Он из одесской ветви нашей семьи: родился и служил в Одессе. Потом служил в Нолинске, Бресте, Ченстохове, Люблине, Богородске. В 1918-м служил в Красной армии. А где-то в 1919 году из Красной армии перешел в Белую, в 1922 году эвакуировался в Стамбул, а оттуда в Болгарию. Судя по всему, на то время он уже был инвалидом. В заключении медицинской комиссии указано, что он имел «75% инвалидности». Видимо, его сразу же определили в Русский инвалидный дом на Шипке.
— А есть какие-то догадки, почему он из Красной армии перешел в Белую?
— Догадки есть, но я как историк не оперирую такими понятиями (улыбается). Он был кадровый офицер старой армии, в Красной служил, скорее всего, не по своему желанию, а просто потому, что оказался на территории, куда пришла советская власть. А как только Киев заняли белые — перешел на их сторону. Это вполне обычная судьба для того времени.
— Насколько для Вас важна связь с предками?
— Очень важна. Ты чувствуешь их прикосновение через годы, эпохи. Знакомишься с ними, узнаешь их характеры, симпатии и антипатии — это помогает понять, откуда ты, без каких людей тебя не было бы на этой земле. Одно дело — читать абстрактные рассказы в учебнике, а совсем другое — знать, через какие события прошел твой родной человек. Это помогает понять логику истории.
— А с чего Вы посоветуете начать, если кто-то из наших читателей также захочет узнать судьбу своих предков?
— Лучше всего начать с сайта «Всероссийское генеалогическое древо» (vgd.ru): там есть хорошие рекомендации по поиску, по сословиям, исторической географии, некрополистике — всё, что нужно знать интересующемуся своим родом. Для начала выделите одну ветвь, отцовскую или материнскую, и понемногу ее исследуйте, продвигайтесь вглубь, от родителей к дедам, прадедам, прапрадедам и т.д.
«Никакого особенного пути у меня нет»
— А в себе твоя генеалогическая связь помогает что-то открыть, свои таланты например? Я знаю, что очень многих молодых людей волнует вопрос призвания. Особенно актуальным он становится после обретения веры, когда и семью кормить надо, и Богу послужить хочется. Перед Вами когда-нибудь вставал такой вопрос?
— Откровенно говоря, у меня нет никакого особенного пути. Всё в моей жизни складывалось само собой: возникали люди и обстоятельства, которые куда-то направляли. А я просто этому не сопротивлялся и не суетился, чтобы как-то особенно устроить свою жизнь. Что-то происходит — слава Богу, значит, так надо. И каждый раз неожиданный поворот выводил на новый этап. Так было и с генеалогией, и с отцом Иоанном. Он же появился в моей жизни «случайно». В ту паломническую поездку я поехал только потому, что мне предложили знакомые. Не предложили — и не поехал бы… Это очень тонкий узор, нам он часто кажется случайным. Но поскольку ничего случайного в жизни не бывает — этот узор оказывается вне нашей логики и нашего постижения. Всё, что в нашей жизни происходит, даже самое плохое, — зачем-то необходимо. Если ты не понимаешь «зачем» — скорее всего, это только пока. Поэтому самое главное не суетиться, не рваться куда-то. Еще святой Феофан Затворник говорил, что важно довериться Богу и просто посматривать вокруг, что Он тебе посылает. Вот это самое правильное поведение в жизни, на мой взгляд.
Продолжение следует…
Беседовала Мария Котова
Фотографии Игоря Клевко
28.09.2022