Афанасий Брестский: защитник истины
18 сентября в нашей Церкви празднуется память преподобномученика Афанасия Брестского. Каждому православному этот святой явил пример праведности и стойкости в вере. Всей силой своей любви, таланта и дарований до последнего дня земной жизни он ободрял гонимых и преследуемых братьев и сестер во Христе, не боясь ни угроз, ни опасностей, и даже под пытками, перед лицом неминуемой смерти не оставил православной веры.
Сын своего времени
Святой Афанасий родился в 1597 году на территории современной Беларуси в благородной православной семье. Он получил блестящее образование, безупречно владел латинским, греческим, русским и польским языками, обладал глубокими богословскими знаниями и незаурядным литературным талантом. Его дарования были высоко оценены при дворе канцлера Льва Сапеги, где он служил придворным учителем.
Речь Посполитая, находившаяся в те годы на подъеме, стремилась расширить свое влияние на русских землях. Русское же царство переживало кризис престолонаследия, вылившийся в десятилетия большой смуты. Правители Речи Посполитой предпринимали неоднократные попытки усадить на русский трон своих ставленников — самозванцев. Вот и придворный учитель Афанасий Брестский был приставлен к ученику, которого тайно готовили стать очередным претендентом на русский престол.
Возможно, многие на месте Афанасия обрадовались бы возможности оказаться в гуще событий, сделать карьеру, удостоиться славы и почести при дворе двух монархов. Но Афанасий поступил по-другому: он без промедления оставил службу при дворе, узнав об отведенной ему роли в этой интриге. Ведь сохранить чистой душу важнее любой мирской славы.
Брестская уния и Лев Сапега
Борец против Унии
Афанасий встал на путь православного монашества — и вновь поступил вопреки духу своего времени и воле сильных мира сего. Стремясь к насаждению единоверия среди подданных, правители Речи Посполитой развернули гонения на православных. По условиям Брестской унии 1596 года православные миряне, монашество и духовенство должны были принять католическое вероучение и таким образом подчинить себя власти Папы Римского. Взамен им разрешалось сохранить православный обряд богослужений, но только в рамках вновь создаваемой униатской церкви.
Унию поддержали православные епископы, но отвергло огромное число мирян, духовенства и монашествующих. Воспротивившиеся унии оказались в положении раскольников и преследовались по законам того времени как уголовные преступники. У православных отбирали церкви и монастыри, им чинили препятствия в проведении служб. Особенно усердствовали в этом иезуиты и униаты. С последствиями такой политики столкнулся и сам Афанасий: Дубовский монастырь, где он был рукоположен в иеромонахи, вскоре был захвачен иезуитами.
Это были годы тяжких испытаний для православных. Многие сменили веру. Некоторые смирились. Не зная, как поступить, Афанасий непрестанно молился Богу, чтобы узнать Его волю. И услышал призыв встать на защиту преследуемых православных. Святой посвятил свою жизнь борьбе против унии и за торжество Православия на своей Родине. О себе он писал: «Я не пророк, а только лишь слуга Господа — своего Создателя, волею времени призванный нести правду каждому».
Вместе с братией разоренного Дубовского монастыря Афанасий перебрался в Купятицкий монастырь под Пинском. Здесь несколькими столетиями ранее была найдена чудотворная Купятицкая икона Божией Матери. Перед этой иконой святой Афанасий непрестанно молился, прося наставления у Пресвятой Богородицы. По послушанию он отвечал за сбор средств на восстановление храма Купятицкой Божией Матери. Услышав его молитвы, Богородица приказала ему отправиться в Москву и попросить помощи у русского царя.
Это был долгий и опасный путь. Два государства находились друг с другом в состоянии войны. На дорогах орудовали разбойники. Но, не побоявшись опасностей, Афанасий добрался до Москвы, был принят царем и получил щедрую помощь. Храм был отстроен, и верующие воспряли духом.
Брестский мужской монастырь Св. Симеона Столпника и страница из «Диариуша»
В 1640 году братия избрала Афанасия игуменом монастыря Симеона Столпника в Бресте, где православные подвергались особым гонениям, целью которых было вынудить их принять унию. Всем даром проповеди Афанасий удерживал верующих от отступничества, побуждал к стойкости, вселял надежду. Силой красноречия он взывал к польскому королю, добившись от него обещания принять декрет о защите православных.
Однако из-за происков иезуитов и униатов обещание так и не было выполнено. И тогда святой снова обратился к Богородице с молитвой. Откликнувшись, Она велела ему отправиться в Варшаву, пообещав путь горьких лишений и мытарств и венец мученика.
Путь мытарств и венец мученика
В свой первый визит Афанасий выступил в сейме перед депутатами и королем с осуждением унии. Свою речь он закончил грозным предупреждением: дальнейшее насаждение унии и преследование православных навлечет Божий гнев на всё королевство. За столь смелые речи он был надолго брошен в темницу. Когда же он снова вернулся в Брест, то увидел, что гонения на православных не только не прекратились, но многократно усилились.
И вновь Афанасий направляется в Варшаву, на этот раз в полном одиночестве. Православные иерархи Варшавы отказывают ему в поддержке. Его бывшие соратники боятся выступить в его защиту. «O праведный Боже! Неужели православная вера и Твоя слава стали всем безразличны? Похоже, все их только стыдятся!» — сетует святой в своем сочинении «Диариуш», написанном в годы заточения в варшавской тюрьме.
Православный святой Афанасий Брестский благословляет своих убийц
Его снова бросают в темницу, в этот раз по обвинению в заговоре против польского короля. Из тюрьмы он продолжает писать королю пламенные петиции. Монарх отправляет его в ссылку в Киево-Печерскую лавру, где Афанасий остается до 1647 года. А вернувшись в 1648 году в Брест, он снова подвергается аресту — якобы за поддержку казацкого восстания. Доказательств не нашлось, и тогда святой был обвинен в произнесении кощунственных речей против католической церкви и унии. Его склоняли к принятию униатства обещанием сохранить жизнь и даже наградить высокой должностью. Его пытали огнем. Велели готовиться к скорой смерти. Потрясенный его стойкостью солдат, которому было приказано его расстрелять, попросил у него прощения и благословения…
Христианский подвиг святого Афанасия Брестского и поныне служит вдохновением для каждого верующего. Святой последовал за Христом до конца, отвергнув царство этого мира, его славу и величие. Добровольно приняв на себя крест мученика, он до последнего вздоха молился за своих мучителей. Святой Афанасий особо почитается среди священства за смелость и самоотверженность в отстаивании веры.
С молитвами ко святому также обращается каждый из нас в минуты испытаний и нравственного выбора, прося о даровании мудрости, праведности, душевной чистоты и глубокой веры.
Ковчег для мощей Афанасия Брестского
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
18.09.2022