X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Путь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

икона Божией Матери Взыскание погибших

В Никольском храме монахиня протирает иконы. Подойдя к иконе Божией Матери «Взыскание погибших», она находит лежащие на киоте свечи — кто-то из прихожан, видимо, хотел оставить свою жертву Богородице. Эта икона в монастыре не так давно, но со своей историей. В киоте висит крест — как знак благодарности того, кому помогла Божия Матерь.

Наталья Зенкова, руководитель реставрационной мастерской, рассказала о чудесном пути этой иконы в наш монастырь.

 

монахиня в хаме икона

— Наталья, в церковной лавке Никольского храма сказали, что у этой иконы есть история. Поделитесь.

— Икона Божией Матери «Взыскание погибших» была приобретена в антикварном магазине. Она нуждалась в реставрации, и один человек, врач, который пожелал остаться анонимным, приобрел ее, чтобы спасти. Он принес ее в реставрационную мастерскую. В иконе было серьезное вздутие красочного слоя. Визуально это не бросалось в глаза, но при простукивании обнаружился пузырь, и его нужно было заполнить. Красочный слой мог в любое время отстать, и святыня потеряла бы важные фрагменты. Другими словами, икона очень нуждалась в реставрации. Мы проделали определенную работу: проклеили и укрепили красочный слой, расчистили лаковые наслоения и поверхностные загрязнения. И образ засиял.

 

икона после реставрации

Пока икона была на реставрации, человек, который нам ее принес, попал в трудную жизненную ситуацию. Он усердно молился Божией Матери, и ему пришла благодатная помощь. Когда это случилось, он посмотрел на дату и понял, что всё разрешилось именно в день почитания иконы «Взыскание погибших» — 18 февраля. В знак благодарности Божией Матери за чудодейственную помощь он принял решение пожертвовать эту икону в монастырь, чтобы все люди, которые нуждаются в помощи Богородицы, могли прийти в Никольский храм, обратиться к Ней, попросить у Нее благодатной помощи. Протоиерей Андрей Лемешонок благословил это дерзновение.

И уже через короткое время от прихожан появились пожертвования для этой иконы.

— Что можно сказать о художественных характеристиках иконы?

— Эта икона предположительно относится к иконописной традиции Центральной России, тонко написана очень искусным иконописцем в XIX веке.

Насколько я знаю человека, который ее приобрел, этот образ вызвал отклик в его сердце. Ведь как мы выбираем определенную икону для молитвы? Какой-то образ откликается у нас в сердце, а какой-то нет. И у каждого человека это свои образы. Кому-то нравятся народные иконы. Они умилительные, совсем наивного уровня письма, но для человека это образ детства, возможно, такие иконы были у его бабушки. А у кого-то отклик вызывают образцы известных иконописных школ.

— Часто ли в вашу мастерскую попадают иконы из антикварного магазина?

— В мастерскую иконы приносят люди, и мы не всегда знаем, как она попала к ним в руки. В силу профессии я захожу в такие магазины — полюбоваться на старинные, редкие иконы. Бывает, из-за тесноты в антиквариатных лавках иконы, к сожалению, находятся в непосредственной близости с разными предметами, которые им совсем неорганичны...

— То есть вышло, что эту икону спасли не только от разрушения, но и перенесли из места, где ей не подобает находиться?

— Да, в антикварные магазины приходят разные люди. Может прийти человек верующий, который увидит, что это святыня, искуснейшая икона, почувствует ее дух. А есть люди, которые, наверное, приобретают икону, чтобы перепродать или приобрести себе в коллекцию, закрыть в своем доме. То есть они не относятся к ней как к святыне, хотя, конечно, мы не знаем, что у человека в сердце, может быть, он как раз находится на пути к Богу… Наверное, если человек приобретает икону, то она тоже вызывает какой-то отклик в его душе. Значит, в нем живет чувство прекрасного.

 

икона взыскание погибших

— Почему икону Божией Матери «Взыскание погибших» поместили именно в Никольский храм? Как вообще происходит выбор места для иконы?

— Во внутреннем убранстве храмов важно соблюдать периодику написания икон. В «Державном» и Елисаветинском храмах все иконы новые, написанные в иконописной мастерской. Чем привлекателен Никольский храм? В нем сочетаются современный иконостас, иконы и старинные иконы разных стилей и направлений. Икона «Взыскание погибших» очень органично подошла для этого храма и по размеру, и в смысловом и художественном контексте.

Мне говорили, что монашествующие приняли эту икону с теплотой, потому что в монастыре раньше не было этого образа. Ведь образов Богородицы множество, но есть особо почитаемые: «Казанская», «Тихвинская», «Владимирская», «Феодоровская». «Взыскание погибших» — тоже известный почитаемый образ. Перед ним молятся люди, которые попадают в отчаянное положение, в очень сложные жизненные ситуации.

В прошлом нашем разговоре Вы говорили, что чувствуете, кому из реставраторов какую икону отдать в работу. Как было с этой иконой?

— Когда я взяла в руки эту икону, появилось непреодолимое желание потрудиться над ней и реставрировать самой. И красота образа, и сама история, что ее купили, чтобы спасти, меня очень тронули.

Реставрация длилась около трех месяцев. Икона была без киота и поэтому разрушалась, ведь ей нужна определенная среда, влажность и температура. А киот — это тоже защита. Этот человек заказал для иконы киот.

— Также Вы говорили, что реставратор как сапер — любая его ошибка может стать фатальной. Насколько была сложной работа с этой иконой? Возникали ли трудности?

— Бывает, что делаешь работу, и она идет легко. С этой иконой так и было, сложностей не возникало, работалось в радость.

В нашей работе бывают ситуации, когда появляются непредвиденные препятствия. Вот, например, ты проклеил красочный слой, а вздутие не уходит, появляется дополнительная трещина, и этот процесс всё расширяется, одно тянет другое. И ты уже понимаешь, что реставрация займет больше времени и усилий нужно будет приложить больше.

 

реставратор

А с этой иконой работа шла легко, всё получилось сразу. И я очень рада, что она теперь в монастыре. Часто после работы над иконой мне жалко с ней расставаться. А тут я вроде бы с ней и рассталась, но она с нами и к ней всегда можно прийти и приложиться.

— Мы уже немного затронули эту тему, когда говорили про антикварные магазины. Как Вы считаете, место иконы должно быть в храме? Ведь сейчас их много в музеях или в храмах, которые стали музеями.

— Раньше у меня было категорическое мнение, что иконы должны принадлежать только храму. Это образ для молитвы, это святыня. Но как-то я услышала слова отца Димитрия Смирнова. Он сказал, что в Третьяковской галерее, в зале русской иконы, где находятся иконы преподобного Андрея Рублева, служители, которые там работали, просто в присутствии этих икон становились верующими людьми. Такое воздействие имеют эти иконы. Смотрители сами об этом свидетельствовали.

Эти его слова изменили мое мнение. Думаю, что люди, которые приходят в музей и видят иконы Рублева, прикасаются к этой красоте, тайне, высоте, уже захотят быть с Богом. Ведь икона — это окно в духовный мир.

 

иконы рублева

Получается, что в период богоборчества, когда храмы были закрыты, человек мог соприкоснуться с духовным миром в музее. В этом смысле думаю, что и сейчас люди, которые посещают выставки, галереи, изучают икону и сталкиваются с ней в жизни, могут прийти к вере.

Мы не знаем, как и где икона повлияет на душу человека. Может, для кого-то единственная возможность прикоснуться к этой красоте и Богу — в музее. Хотя это не опровергает мысль, что иконы принадлежат церкви, это образ для молитвы. У верующих людей, которые приходят в музей, возникает желание перекреститься перед иконой, они подходят и тихонечко прикладываются, потому что для них это святыня. Но раз сейчас это невозможно исправить…

— …то Господь из всего плохого может сотворить благо?

— Да. Может быть, в этом есть какой-то замысел.

Путь иконы всегда интересен. По моему опыту работы в мастерской, иконы сами выбирают, где им оказаться. Была ситуация, когда люди пожертвовали нам большую храмовую икону удивительной красоты. Реставрация была длительная, и всё это время шли размышления о том, где будет пребывать восстановленный образ. В результате приехал священник, настоятель минского храма, и по благословению забрал на свой приход. Икона сейчас в храме, выставлена для поклонения и, как сказал сам батюшка, произвела на прихожан большое впечатление, люди идут к ней.

Или вот наша монахиня Хиония (Ефимова) принесла нам икону с удивительной историей. И пока шли переговоры по поводу реставрации, появился человек, который пожертвовал средства на ее восстановление. Сейчас икона находится в соборе Святых земли Белорусской в городе Заславле. 

Помимо наших усилий, желаний, представлений о том, как должно быть, чудесным образом икона оказывается там, где больше всего нужна…

 

реставрация иконы Спасителя

Монахиня в лавке Никольского храма говорит, что, когда икона Божией Матери «Взыскание погибших» появилась в Никольском храме, она направляла к ней людей: «Мне нравится суть этой иконы. Я считаю, эта икона должна быть обязательной в жизни каждого человека. Нельзя сказать, что она любимая. Надо понимать, что это всё образ Богородицы. Можно сказать, есть иконы, которые больше человеку на сердце ложатся. Лично мне она близка, это образ Богородицы, который очень помогает».

Наш разговор невольно слышит женщина, которая в это время подает в лавку записки. Через некоторое время она зайдет в Никольский храм и подойдет к иконе…

 

монахиня прикладывается к иконе

Беседовала Ольга Демидюк

Фотографии трудника Иоанна

29.09.2022

Просмотров: 212
Рейтинг: 4.9
Голосов: 43
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать