Как француз стал православным
Марк-Антуан Кодрелье родился в католической семье в Руане, во Франции. Ему 18 лет. Он приехал в наш монастырь на месяц и перешел здесь в Православие через миропомазание. О своем решении, о жизни во Франции и «строгих, но добродушных белорусах» Марк-Антуан рассказал в интервью нашему сайту.
— Марк-Антуан, расскажи про свое детство. Ты родился в религиозной семье?
— С самого раннего возраста я знал, что что-то есть. Но религиозная жизнь нашей семьи не была регулярной. Наша жизнь дома не была пропитана верой в Бога. Мои родители ходили в храм приблизительно раз в месяц, водили меня на катехизм (аналог нашей воскресной школы. — Прим. пер.). Крестили меня в католической вере.
Когда я был совсем маленьким, ходил на богослужения 1–2 раза в месяц. Когда стал старше, родители отправили меня в католическую школу. Там были катехизаторские уроки.
Во Франции есть католические школы. Они не самые популярные, но преподавание в них на самом высоком уровне, а атмосфера в коллективе лучше, чем в обычной школе: ты учишься с людьми, близкими по духу, которые разделяют твои религиозные взгляды. Это сплачивает.
— А насколько вообще во Франции распространено Православие?
— В той школе, где я учился, были только христианские, католические уроки. Православие во Франции гораздо менее распространено, чем католичество, но все-таки есть, как и протестантизм. Так, у меня есть русские друзья. Мою лучшую подругу зовут Анастасия, она русская православная. Ее мама родилась в Ижевске и приехала во Францию, когда ей было приблизительно 30 лет. Ее дети родились во Франции, но они говорят на двух языках, ходят в церковь, ездят в Россию каждое лето на каникулы. Они привозили мне оттуда сувениры, я видел у них дома красивые православные иконы, мы говорили с ней по душам...
— В Руане — городе, где ты живешь, есть православные храмы?
— Как я уже сказал, Православие очень мало представлено во Франции. В Париже, да, много православных храмов, но в тех местах, где живу я, в городах Прованса, вдалеке от столицы нет стольких православных приходов. Но мне очень повезло. В десяти минутах ходьбы от моего дома есть православная церковь, единственная в моем регионе. Она очень маленькая, ее посещают примерно 20 прихожан. Это бывший католический храм, который переделали в православный (с начала 2010-х годов в храме проводит богослужения румынская православная община в честь преподобного Силуана Афонского. А в 2014 году здесь была совершена первая литургия русского православного прихода в честь свт. Иоанна Шанхайского. — Прим. ред.).
Там теплая обстановка, приветливые люди. Так как церковь в нашем регионе одна, среди прихожан есть представители разных православных общин, есть православные румыны. Службы ведутся на разных языках: французском, румынском, церковнославянском, иногда и на грузинском.
— Ты решил посещать этот храм благодаря своей русской подруге?
— И да, и нет. Мне не нравились некоторые вещи в католической церкви. Нужно уточнить, что я не испытываю к ней никакой неприязни, ненависти. Христос один и Тот же везде. Но в католицизме много вещей постоянно меняется. Такое ощущение, что католики постоянно хотят что-то изменить в своем учении, чтобы приблизиться к людям. Например, меняют богослужебные тексты, чтобы упростить их для людей. Я считаю, что учение должно оставаться таким, каким мы получили его от Христа. В Православии же изменения стараются свести к минимуму, остается полнота веры.
— А в какой момент ты все-таки принял решение перейти в Православие?
— В колледже, где я учился, организовывались тематические дни «Другие христиане», посвященные христианам разных конфессий. В эти дни в нашу школу приглашали представителей разных Церквей. Года два назад к нам пришел православный дьякон, он объяснил разницу между Православием и католицизмом. Его приход к нам и рассказ запали мне в душу, я это не забыл.
А еще я всегда, сам не знаю почему, очень любил иконы. Хоть моя семья не была по-настоящему воцерковленной, на Рождество, на мой день рождения родители дарили мне религиозные подарки. Часто это были небольшие иконы, и моя подруга Настя привозила мне их из России. Я смотрел на них и думал: «Как же красива православная религия, где пишут такие иконы! Это что-то великолепное!» Благодаря иконам я стал интересоваться православными книгами, начал каждое воскресенье ходить в маленькую церковь, о которой говорил, общаться со священником, обсуждать вопросы веры. Решение перейти в Православие пришло само собой, постепенно.
— А какие православные иконы и святые больше всего тебя поразили?
— Икона и жизнь святого Серафима Саровского. Я думаю, что, конечно, у многих святых отцов были испытания, но историю этого святого нахожу необыкновенной. В какой-то момент на него напали разбойники, а он их простил… Он всегда вел святую жизнь, несмотря на множество испытаний и болезней. И поэтому он всегда был спасаем Богом. Такое огромное количество чудес, которое он совершил!.. Это великий святой!
— Расскажи, насколько религиозны твои ровесники во Франции?
— В католических школах в большинстве своем религиозны, но не воцерковлены. Я думаю, во Франции во многих регионах так. Поэтому есть проблема. Здесь, в Беларуси, например, я был удивлен, увидев иконы в автобусах. Во Франции это немыслимо! Невозможно представить! У нас светский характер жизни. Мы не должны говорить о религии, распространять религиозную информацию. Церкви закрыты, их открывают только во время богослужений. Это очень грустно.
Каждый имеет свою религиозную принадлежность: исламскую, католическую. Но никто не может об этом говорить открыто, делиться этим. Потому что это якобы смутит того, кто находится рядом, но имеет другую религиозную принадлежность. Это постоянная борьба за власть и большие возможности между конфессиями. Есть еще и различные меньшинства, например ЛГБТ-сообщества, которые пропагандируют недопустимые ценности. Всё очень непросто: межконфессиональное государство, свобода вероисповедания и постоянная борьба за свои права.
— Вот у меня есть друзья, которые склоняются к католицизму, потому что в костелах можно сидеть… Тебе не было сложно стоять на православном богослужении?
— Наоборот. Когда ты сидишь, ощущение, что это какой-то неформальный процесс, например беседа с друзьями. Вы сидите, вам хорошо, вы расслаблены. Когда сидишь в храме, возникает ощущение, что это Господь наклоняется, делает усилие, чтобы услышать вас, в то время как всё наоборот. Это мы должны делать усилие, чтобы Господь нас услышал...
— Помнишь, когда ты впервые ощутил присутствие Бога в твоей жизни?
— Это было всегда. Господь всегда меня ориентировал, вел, подсказывал, как поступить, какой выбор сделать. Я чувствовал Его помощь всегда.
Я замечаю, что люди часто обращаются к Богу, только когда в их жизни идет что-то не так, случается что-то плохое. Но я думаю, что нужно благодарить Его за всё, плохи ли дела, хороши ли…
Я благодарю Бога всегда, конечно, не в том смысле, что вот я уронил ложку и благодарю, что поднял ее, нет... Например, я благодарю, что могу быть здесь, в вашем монастыре. Благодарю за каждый прожитый день, за встречи с хорошими людьми, за интересные события, которые происходят со мной. Но если в моей жизни происходит что-то плохое, прошу Бога направить меня, подсказать, какое решение мне принять.
— Можешь ли ты сказать, что это Бог привел тебя в наш монастырь?
— Конечно! Кто еще? Но вообще меня монахиня Серапиона привезла на машине (смеется). То есть Бог привел меня сюда через матушку Серапиону.
— А как ты узнал о нашем монастыре?
— В той церкви в Руане, прихожанином которой я являюсь, есть группа в «Фейсбуке» для всех прихожан. В этой группе одна женщина сделала репост публикации группы Свято-Елисаветинского монастыря, эта публикация была на французском. Я увидел и зашел уже на страницу самого монастыря, где можно найти каждодневные публикации. Также я встречал во Франции сестер вашего монастыря, которые приезжали к нам с выставками. На выставке я купил икону.
— А почему захотелось приехать именно в наш монастырь? Что тебе так понравилось?
— Тут делается такое количество невероятных дел! Монастырь появился из ничего. И сейчас здесь великолепные здания, школа для детей, огромный ресторан (имеется в виду открывшееся недавно кафе «Ковчег». — Прим. ред.), подворье для мужчин и женщин, где помогают бездомным, людям с зависимостями. Это удивительно.
— Это твой первый опыт паломничества?
— Я был в монастыре в Нормандии, в Нотр-Дам де Лесна, где очень много всего сделал святитель Иоанн Шанхайский.
На постсоветском пространстве ваш монастырь первый, где я побывал. В Минске я также посетил много православных храмов. А еще здесь со священником мы ездили в паломничество к святой Валентине Минской. Это было очень здорово.
— А миропомазание прошло здесь?
— Да.
— Почему решил сделать это в Минске, а не в Руане?
— Мне предложили совершить миропомазание в Руане, но когда я узнал, что у меня будет возможность приехать в ваш монастырь, то спросил у монахини Нимфодоры, насельницы вашего монастыря, возможно ли миропомазаться в монастыре. Она ответила, что да. Наш священник сказал делать это там, где хочу, где чувствую.
Ваш монастырь для меня — символическое место, чтобы начать свой путь в Православии. Этот монастырь невероятно красив, здесь доброжелательные люди, хорошая атмосфера... Конечно, я хотел это сделать в монастыре прп. Серафима Саровского (в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. — Прим. ред.), но мне отказали в визе.
— А твои родители не были против того, что ты поменял религию?
— Нет, абсолютно.
— Может, они тоже захотят стать православными?
— Я очень надеюсь! Мой дедушка был из Югославии, по происхождению серб. Я думаю, что он был православным. А когда дедушка приехал в 1944 году во Францию из-за войны, то стал католиком. Думаю, это повлияло на уважительное отношение моей мамы к Православию.
— Ты уже окончил школу? Думал о будущей профессии?
— Нет. Я окончил лицей (соответствует нашим 11 классам. — Прим. ред.). Когда вернусь во Францию, надеюсь пойти учиться на парамедицинскую специальность. К счастью, у меня сейчас свободный период. Иначе я не смог бы приехать. Но занятия начинаются уже в октябре.
— Есть ли какие-то сложности с оформлением документов, чтобы приехать в нашу страну?
— Это ужасно! Нет слов... Сначала нужно представить обязательную медицинскую страховку, которую из-за ситуации в Украине никакое агентство не предоставляет. Я сделал 13 попыток, чтобы найти такое агентство. Получил 13 отказов! Но все-таки нашел. Затем нужна виза. Сотрудники посольства оказались очень доброжелательными!
— 13 попыток — это настоящий подвиг! Столько отказов вас не остановили?
— Нет. Это всего лишь трудности. Если есть немного мужества, всё получится. Но все-таки это тяжело — 13 раз!
— В дальнейшем планируешь приезжать в Беларусь?
— Конечно! Хочу вернуться в следующем году. Люди здесь не «холодные». У них строгий вид, но стоит с ними заговорить, и становится понятно, что они супердобродушные. Например, есть женщина, которая занимается готовкой на кухне, — она очень радушно встречает людей. Также доброжелательны люди в гостинице, замечательные монахиня Ребекка, монахиня Серапиона, монахиня Нимфодора. Здесь меня очень тепло встретили…
Беседовала Ольга Демидюк
Перевод с французского — Александр Жданович, Диана Клепко
Фотографии трудника Иоанна
28.09.2022