Плач о грехе
Как не обманывать себя, не оправдывать свой грех, а жить внимательно? Как контролировать себя — свой ум, свое сердце, слова, мысли, чувства? Духовник и сестры рассуждали об этом на одном из сестрических собраний.
Отец Андрей Лемешонок: Не может дичка давать хорошие плоды. Но Бог может и через дичку явить Свой плод. Чтобы что-то изменилось, надо менять свои отношения с Богом, всё время пересматривать свою жизнь. А это трудно, поскольку приходится расставаться с иллюзиями, с самообманом, с оправданием своего греха, когда человек может сказать: «Ну я такой немощный…» Это очень распространено в Церкви: «Немощные мы, что делать, вот и грешим». А если бы человек сказал, что этого нельзя делать, то, наверное, всё было бы по-другому. Очень важно называть вещи своими именами. А грех — прячется: «Мы... ну что мы? Нас обстоятельства заставили». Если жить напряженной, внимательной жизнью по отношению к своему уму, сердцу, слову, мысли, чувствам, то какое это бодрствование! Какая это жизнь, когда человек постоянно чувствует присутствие Божие, постоянно ищет Бога, постоянно устремлен: не согрешить, не дать соблазна, не сказать лишнего слова, не подумать о ком-то плохо, не осудить! И это отнимает все его силы. Внешне это может быть незаметно, вроде бы человек ничего не делает, а в действительности он изнемогает от такой борьбы. Одно дело — человек прочитал правило, а другое дело, когда у человека постоянная боль из-за того, что в нем живет грех. И это благодать Божия. Она приносит боль и скорбь «ветхому» человеку. Человек уже не может жить грехом, а без греха он не умеет. И это постоянная мука для души, мука творчества духовного.
Сестра Вера*: Но это непостижимо!
Отец Андрей Лемешонок: Святые молились... На иконах у глаз святых есть такие бороздки — это от слез. Преподобные плакали о своих грехах, они знали, как нужно жить, и не могли уже жить во грехе. И в этих страданиях, муках рождалась святость. Святой мученик Вонифатий жил со своей госпожой в прелюбодеянии и разгульной праздности. Но, наверное, душа его всё время страдала. Мы не знаем, какое у него было отношение ко греху, как мучилась его душа; ведь не случайно же он стал мучеником. Это уже результат жизни. А разбойник на кресте? Мы же не знаем, какие у него были испытания в жизни. Ведь не случайно он вдруг увидел, что рядом с ним Христос. Попробуй увидеть в таком состоянии! Иуда на Тайной Вечере не увидел Христа. А разбойник, умирая на кресте, увидел. Наверное, у него тоже был какой-то опыт внутренней жизни, душа была готова принять Бога.
Наша внутренняя жизнь формирует внешнюю. А нам кажется — наоборот: вот поменяем послушание, перейдем в другой храм, сменим место жительства, и всё будет по-другому. Ни от Бога, ни от себя не убежишь.
Сестра Наталья: А как нам плакать о своем грехе?
Отец Андрей Лемешонок: Внутри! Внешне улыбаться, а внутри плакать. Ты же пришла стать сестрой милосердия? Как ты можешь ходить с мрачным выражением, когда люди вокруг погибают от уныния? Какое ты имеешь право находиться в таком состоянии? Сама бы себе сказала: «Как ты так можешь? Это же ужас! Что увидят в тебе окружающие? Что подумают о Церкви?»
-------------------
* Имена монашествующих сестер изменены.
13.09.2022