Гора Афон, Гора Святая
Около 1972 года в Греции обсуждался вопрос перемены священнических одежд. Некоторые из клириков хотели взять у старца Паисия благословение не носить рясы. Один из таких священников приехал к старцу и стал его уговаривать: «Но ведь не ряса делает человека священником! Предпочтительнее, чтобы священники ходили без ряс, потому что таким образом им легче найти подход к людям...» — и другие подобные глупости. Старец так и не смог убедить этого модерниста изменить свое мнение и в конце беседы сказал: «Ладно, приходи завтра, и я дам тебе ответ».
Ночь старец провел в молитве, а утром, когда пришел священник, старец показал ему одно масличное дерево, с которого нарочно содрал кору. На верхушке старец оставил несколько подстриженных веточек, так что всё дерево было некоторым образом похоже... на священника без рясы, с реденькой, подстриженной бородкой. «Ну что, — спросил старец, — нравится тебе это дерево с содранной корой? Вот так же, как дерево, выглядят и те священники, которые не носят рясу». Эти слова поразили священника, и он ушел, благодаря старца, который простым примером смог убедить его оставить свои мирские воззрения. На стволе ободранного дерева старец вырезал ножом следующие слова: «Древа свой сбросили наряд, посмотрим, сколько уродят...», а чуть пониже: «Поп безряственный — видать, безнравственный».
Конечно, дерево вскоре засохло. Однако оно послужило на пользу многим: так доходчиво старец содействовал тому, чтобы различные попытки исказить Православное Предание не осуществились.
Через несколько лет один по-доброму расположенный юноша, готовившийся стать священником, спросил старца: «Батюшка, а по какой причине священники должны носить рясы?» Старец ответил: «Причин много. Но вполне достаточно одной-единственной: всем благоговейным людям приятно и радостно видеть своего священника облаченным в рясу».
Старец Паисий говорил: «Лучше дать созреть тому, что думаешь сделать. Потому что если "сорвать" дело неспелым, то есть принять поспешное решение, то потом можно столкнуться с трудностями и страдать. Когда серьезные дела маленько призадерживаются, то потом они делаются быстро и правильно. Можно быть и о семи пядей во лбу, но иметь при этом тщеславие с эгоизмом, которые будут предшествовать твоим действиям, а ты можешь не обращать [на это] внимания. Например, на охоте, если пес и не породистый, но ищет со вниманием, то находит следы зайца. А другой пес, самый что ни на есть распородистый, со всеми наилучшими собачьими характеристиками, но когда он торопится, то бегает вправо-влево без толку. Действие прежде мысли есть гордость.
Поэтому надо не торопиться действовать, но предварительно всё обдумывать и молиться. Когда предшествует молитва, то работает не рассудочная пена, не легкомыслие, но освященный разум».
Источники:
- Исаак, иеромонах. Житие старца Паисия Святогорца. — М.: Издательский дом «Святая Гора», 2006.
- Паисий Святогорец, блаженной памяти старец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. — Монастырь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Суроти, Салоники — Издательский дом «Святая Гора», Москва, 2002.
09.08.2022