«Источник жизни во гробе полагается»
«Како Тя гробу предадим, Чистая,
Сына и Слова рай словесный, паче ума и слова?»
(Чин Погребения Пресвятой Богородицы, статия II, припев)
Удивительны, неотмирны праздники Пресвятой Богородицы. Будучи самым близким к Богу существом и одновременно происходя от человеческого рода, Она всем Своим бытием низводит на нас благословение Творца. Главные события Ее жизни отмечаются Церковью как торжество, победа высочайшей святости, достигнутой добровольным послушанием и всецелой преданностью воле Божией. Чудом является и телесная смерть Божией Матери, которая, по сути, становится переходом из жизни земной в жизнь вечную. Потому и именуется это Успением, а не смертью.
«О дивное чудо: Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает: веселися, Гефсимание, Богородичен святый доме. Возопием, вернии, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость».
(Стихира Успения Пресвятой Богородицы на «Господи воззвах», глас 1)
Фреска церкви св. Димитрия в Марковом монастыре, Македония, XIV век
Успение — великий праздник: Богородица отходит на Небеса к Своему Сыну. Со всех концов света стекаются в Сионскую горницу апостолы-благовестники, чтобы проститься с Богоматерью. Духовная радость Пречистой и наша скорбь от разлучения с «Земным Небом», «Источником Жизни», «Кивоту Бога Живого» переплетаются в праздничной гимнографии:
«Видяще Тя, Дево, Матерь Божию, / мнехом видети Бога присно. / Како же ныне стерпим отлучение?
Богородице Дево, радосте наша, / Богородице, проповедание наше, / Богородице, камо отходиши отъ насъ?
Камо отходиши, Дево? / Камо преставляешися ныне? / Превыше небесъ возлетела еси, / оставльши на земли птенцы».
(Чин Погребения Пресвятой Богородицы, статия I)
«Радуется душа, и лице светом блистает, / отходящей Тебе ко Господу, / Всесвятая Госпоже верных.
Прежде нас ради во ад Христос сниде, / ныне же Дева Мариам взыде на небо, / в радость и помощь нам.
Схождению Божию и восхождению Твоему, Дево, / покланяюся, славлю я и чту, / яко вины входа моего в живот».
(Чин Погребения Пресвятой Богородицы, статия II)
Особая любовь к Божией Матери и почитание усердной Заступницы христиан отразились и в особом чинопоследовании, именуемом «чин Погребения» или «Похвалы, или Священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы. В его основе лежат праздничные припевы к 17-й кафизме, которые в XIV–XVI веках исполнялись на многие праздники, а позднее вышли из богослужебного употребления. В письменных источниках Русской Церкви первое упоминание об этом богослужении относится к XVI веку. Свой сегодняшний вид оно приобрело в конце XIX века, когда были написаны особые песнопения для этого дня.
Двусторонняя Гефсиманская плащаница
«Колыбелью» чина Погребения является Гефсиманский Иерусалимский монастырь. Накануне праздника Успения, 25 августа, на подворье Гефсиманской обители, расположенном напротив храма Воскресения Господня в Иерусалиме, в 2 часа ночи настоятель перед Плащаницей Божией Матери совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра совершается краткий молебен, и Плащаница торжественно переносится в Гефсиманию — в воспоминание перенесения апостолами тела Богоматери из Сионской горницы в Гефсиманский сад к месту погребения, где покоились Ее родители и Иосиф Обручник.
«Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой».
(Светилен)
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании
Сейчас в этом месте расположен пещерный храм Успения. Богослужение в Иерусалиме начинается ночью, а крестный ход заканчивается с восходом солнца. Плащаницу полагают в пещеру — ныне пустой гроб Богоматери. Паломники возжигают свечи, которые полагаются на ступенях, ведущих к Погребальной пещере Пресвятой Девы.
50 ступеней Успенского храма в Гефсимании
14 августа утром, около 9–10-го часа, начинается сама служба Погребения Богородицы, которую совершает Патриарх Иерусалимский. В день отдания праздника Успения (5 сентября) снова проходит торжественное шествие, и святая Плащаница Пресвятой Богородицы сонмом духовенства переносится в обратный путь.
Крестный ход с Плащаницей Божией Матери в Иерусалиме
На Руси чин Погребения получил большое распространение в XVI веке. При святителе Филарете (Дроздове) в 1845 году был сделан перевод Иерусалимского последования Погребения с греческого языка на церковнославянский для Гефсиманского скита с текста, присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским). Перевод был пересмотрен и исправлен святителем Филаретом и в 1872 году напечатан Синодальной типографией. Повсеместное распространение в Русской Православной Церкви чин получил в XX веке. Так, митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Русской Церкви, при совершении службы Погребения рекомендовал выделять для этого чина день после 28 августа. Ныне чин Погребения Божией Матери входит в состав Приложения к августовскому тому Минеи.
«В молитвах Неусыпающую Богородицу / и в предстательствах непреложное упование / гроб и умерщвление не удержаста: / якоже бо Живота Матерь / к животу престави // во утробу Вселивыйся приснодевственную».
(Кондак, глас 2)
Матерь Божия, закончив путь земной жизни, не осталась во власти смерти — следствия греха. В третий день по Своем Успении Ее тело, разлученное с душой, но неподверженное тлению, силою Божественного Ее Сына восстало, воскресло, и Богородица была вознесена на Небо, увенчанная Божией славой. Ныне Пресвятая Матерь Божия пребывает в Горнем мире уже в прославленной Своей плоти и ходатайствует о нашем спасении.
Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая.
Девствует бо рождеcтво и живот предобручает смерть,
по Рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно,
Богородице, наследие Твое.
(Ирмос 9-й песни канона Успению Пресвятой Богородицы)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке статьи использовались материалы:
- Минея, август, часть II. Международный православно-просветительский центр при Московской Патриархии, 1999.
- http://www.patriarchia.ru/db/print/37539.html
- https://www.ippo.ru/ipporu/article/svyataya-zemlya-ierusalim-prazdnik-uspeniya-presvy-201772?ysclid=l6wmnppg3884663801
- Успение Богородицы. История и традиции (ruvera.ru)
- С людьми погребенная — с Богом вознесшаяся (eparhia-saratov.ru)
30.08.2023