Гора Афон, Гора Святая
Три врага воюют с человеческим родом — бесы, наше собственное естество и привычка. Вне этого другой войны не существует.
Так вот, если удалишь беса, который мучает всё человечество, тогда мы все будем хорошими. Вот кому ты должен приписать несправедливость, его ненавидеть, его осуждать и до конца иметь его врагом.
Другой враг, как мы сказали, — это естество, которое, как только человек познает мир, сопротивляется закону духа и требует всего, что на погибель душе. Вот и другой враг, который достоин ненависти до конца твоих дней. Его ты должен судить и осуждать.
Есть у нас вдобавок и третий враг — привычка, которая, поскольку мы привыкаем делать всякого вида зло, становится для нас навыком, занимает место второй натуры и содержит грех как закон. И таким же образом требует равной борьбы, чтобы приняли мы Божественное изменение и избавление. Итак, вот и третий враг, который достоин совершенной ненависти.
Если хочешь, чтобы твой ближний во всем был хорошим, как это тебе нравится, отдели от него этих трех врагов благодатью, которой обладаешь. Вот что справедливость, если хочешь ее найти, — совершай молитву Богу, чтоб Он его избавил от этих врагов. И тогда будет у вас согласие.
В трех составных, которые формируют человека: душе, теле и окружающей среде — находится окопавшийся и вооруженный до зубов враг. Он не пропускает подходящего случая подавить или испытать веру человека. Диавол, в зависимости от обстоятельств, нападает и противится нашим собственным решениям. Но главнейшая его цель — поразить веру в человеке и опозорить его, сделав предателем и скептиком. Если это удастся, то он отбивает и усердие с ревностью. Вся война из-за веры, но и вера всё содержит. Если поколеблется вера, то всё пошатнется и прорвется линия фронта.
Человек должен стоять как мишень и ожидать, откуда его ударит враг. И сразу повернуть оружие в то место. И до конца дней не ждать покоя, даже если Господь и дает его много раз. Он не должен ослаблять надзор, а должен непрестанно бдеть, как воин в час сражения. Ибо одно мгновение стоит столького и приносит душе такую пользу, какую не приносит целый год; также и вред, если человек ослабит внимание.
Не отчаивайся, падая, но, поднимаясь с готовностью, полагай покаяние, говоря: «Прости меня, Христе мой, человек есмь, и немощен».
Не скрывай печаль в своем сердце. Ибо радость лукавого — это печаль и уныние, из которых рождается много всего, от чего душа наполняется горечью, тогда как расположение кающегося говорит: «Согрешил, прости меня, Отче!» И так прогоняет печаль. «Разве, — говорит он, — не человек я немощный? Что мне еще делать?» Воистину, чадо мое, это так. Имей отвагу.
Когда снова ошибаешься и падаешь, снова кайся. Не отчаивайся, найди в себе отвагу и надежду. Говори: «Прости меня, Христе мой, снова каюсь!» Не говори: «Мне уготован гнев Божий». Не грех ли это? Человецы есмы.
Источники:
- Иосиф Афонский, старец. Изложение монашеского опыта. — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1998.
- Тацис Дионисий, священник. Поучения старцев. — М.: Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, 1997.
- Гора Афон, Гора Святая. Православный календарь 2008. — Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2007.
16.08.2022