Когда-то слова великого русского святого Серафима Саровского «Стяжи дух мирен — и тысячи спасутся вокруг тебя» перевернули сознание многих верующих людей во всем мире. Книга архимандрита Софрония (Сахарова) «Преподобный Силуан Афонский» явилась своего рода подробным изложением, объяснением этих крылатых слов. Ее постоянно хочется читать и перечитывать, так как написана она в духе, и в ней можно найти ответы на многие вопросы современности.
Универсальность образа старца Софрония (Сахарова)
Иеромонах Николай (Сахаров), внучатый племянник и духовное чадо старца, очень емко и с большой любовью сказал об о. Софронии: «Простые события биографии отца Софрония указывают на универсальный характер его образа, который объемлет всё. Период его жизни покрывает почти весь ХХ век. Родившись в России, он позднее жил на Западе. Выходец из городской семьи, он начал свою карьеру как живописец. Воспитанный христианином, он имел опыт и восточного мистицизма. Погруженный в образованную среду русской интеллигенции и будучи успешным художником в Париже, он оставил всё мирское и жил как простой монах в монастыре, а затем — как отшельник, в полной нищете. Как священник он продолжал служить тысячам людей, отдавая им себя целиком…»
Детские и юношеские годы
Старец Софроний — один из немногих подвижников, кто не таил от людей свой внутренний опыт и факты биографии. В книгах, в беседах с братией основанного им монастыря, в письмах к различным людям он много рассказал о себе.
Сергей Семенович Сахаров (так звали отца Софрония в миру) родился 22 сентября 1896 года в Москве, в многодетной верующей семье. Огромное духовное влияние в раннем детстве, наравне с матерью, на младенца и отрока Сергия оказала его няня.
В семье царили мир и любовь, все ее члены были людьми духовно утонченными, чуткими и самоотверженными. В юности Сергей со вниманием прочел многие произведения русской классической литературы, от Пушкина до Тургенева, Толстого и Достоевского, и через них открыл для себя глубину и трагичность жизни.
Настоящей страстью мальчика с раннего детства было рисование: «Для меня мир был живопись. Тайна этого видения меня держала постоянно как бы прикованным к себе… Чувство красоты иногда развивалось у меня до такой степени, что терялось совершенно ощущение времени… И моя мысль терялась в ощущении тайны природы».
Работы Сергея Сахарова (будущего архимандрита Софрония): «Автопортрет» и «Натюрморт с вазой фруктов»
В возрасте 17–18 лет ему пришлось пережить тот период отступления от веры отцов и даже богоборчества, который, увы, был свойственен многим просвещенным людям начала ХХ столетия в России. Юноша Сергей стал искать пути к бессмертию в иных областях, начал читать книги о буддизме, йоге и погрузился в восточную мистику.
В 1915 году Сергей Семенович поступил в Академию художеств. Во время Первой мировой войны служил недолгое время в инженерных войсках. С 1918 года продолжал учебу в Московской школе живописи, скульптуры и архитектуры — так называемом ВХУТЕМАСе.
В годы революции он дважды подвергался арестам органами ВЧК, но по молитвам близких был спасен.
В 1921 году выехал из России и, после посещения Италии и Германии, в 1922 году обосновался в Париже, где взлет его карьеры как художника был столь стремительным, что в считаные месяцы о нем заговорили газеты.
Однако на Пасху 1924 года он пережил Божественное посещение, которое даруется, возможно, лишь немногим на целые поколения — видение Нетварного Света. Это побудило его оставить искусство и поступить в Православный богословский институт при Сергиевском подворье в Париже.
Зрелые годы. Монашество и духовничество
4 декабря 1925 года Сергей Сахаров вступает в число братии Свято-Пантелеимоновского русского монастыря на Святой Горе Афон в Греции. 18 марта 1927 года там же он был пострижен в монашество с именем Софроний.
В 1930 году — рукоположен во иеродиакона. В том же году отец Софроний стал духовным учеником преподобного Силуана Афонского. Его личный опыт, выраженный во фразе: «Стой на грани отчаяния и, когда почувствуешь, что падаешь, отступи», был подтвержден подобным богооткровенным словом, данным преподобному Силуану: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся».
В лице преподобного Силуана отец Софроний столкнулся и с тремя основными богословскими принципами — «молитва за весь мир», «христоподобное смирение» и «любовь к врагам».
Перед своей кончиной в 1938 году старец Силуан благословил отца Софрония «идти на пустыню» — вступить на путь отшельнической жизни.
С 1939 по 1941 год отец Софроний провел в пещере-келье в пустынных скалах Карули около монастыря святого Павла. Условия жизни были исключительно тяжелые, когда даже пустая консервная банка считалась величайшим богатством — из нее можно было пить воду.
Отец Софроний за работой
В целом в уединении «на пустыне» (после пещеры у св. Павла он жил в скиту Живоначальной Троицы и в Андреевском скиту) отец Софроний провел восемь лет — ровно столько, сколько «у ног блаженного старца Силуана».
В начале 1941 года о. Софронию предложили стать духовником греческой обители святого Павла. В этой же обители в 1941 году он принял рукоположение во священство.
В 1941 году Священный Кинот Святой Горы направил Адольфу Гитлеру письмо с просьбой сохранить ее монастыри от разрушения. На Афон прибыла группа немецких офицеров, от отзыва которых зависело в то время будущее всего монашеского полуострова. Важно было, чтобы в контакт с ними вступил человек духовный и одновременно хорошо образованный. Для этой миссии был избран отец Софроний.
Своей образованностью, воспитанием и скромностью о. Софроний так поразил немецкое командование, что рапорт, который они подали в ставку Гитлера после посещения Афона, был самым благожелательным. В результате во время оккупации ни один из монастырей Святой Горы не пострадал.
Однако в 1946 году во время гражданской войны в Греции некоторые греческие монахи-националисты стали распространять слухи о сотрудничестве отца Софрония с немецкими нацистами. Эта немилосердная травля была одной из причин, наряду с серьезной болезнью, заставивших старца покинуть место его многолетнего подвига и вернуться во Францию.
Книга «Преподобный Силуан Афонский»
В 1947 году в Париже отца Софрония ждало новое испытание — ему предстояло дать отчет Сергиевскому институту, в котором он намеревался завершить богословское образование, о своем отношении к Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Отец Софроний никогда не скрывал своих симпатий к Московской Патриархии в послереволюционные годы — для него это была Церковь мучеников, гонимых за веру. Из-за перехода в Западно-Европейский Экзархат Московского Патриархата отец Софроний не был принят в институт и стал служить священником в «Русском старческом доме» в Сент-Женевьев-де-Буа, в 35 километрах от Парижа.
В 1948 году отец Софроний публикует первое, ронеотипное издание книги «Старец Силуан» (такой заголовок имели некоторые издания книги «Преподобный Силуан Афонский». — Прим. ред.) в количестве 500 экземпляров. Через четыре года, в 1952 году, выходит первое типографское издание. Записки старца Силуана отец Софроний называл откровением Божиим, данным нашему времени, а публикацию их — «вселенским делом Православия».
Христос во Славе. Отец Софроний. 1974 г.
Книга «Старец Силуан» переведена на 22 языка, а в России выдержала уже около трех десятков переизданий. Многие приняли Православие под ее влиянием, для многих она является настольной книгой и постоянной путеводной звездой к подлинной христианской жизни в современном мире.
Создание православного монастыря на Западе
В 1956 году во Франции, на ферме Колара (близ Сент-Женевьев-де-Буа), отец Софроний учредил монашескую общину, но основать полноценный монастырь во Франции у него не получилось.
Также в конце 1950-х годов старец предпринял попытку вернуться в Россию и стать насельником Троице-Сергиевой лавры, крупнейшего ставропигиального монастыря, находящегося в 70 км от Москвы. Советские власти не позволили ему этого, и отцу Софронию пришлось искать иное прибежище. Неожиданно им стало небольшое селение Толлешант Найтс близ Молдона в графстве Эссекс в Великобритании.
Монастырь Святого Иоанна Крестителя, основанный Софронием (Сахаровым) в графстве Эссекс, Великобритания
Весной 1959 года о. Софроний основал там Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в каноническом подчинении Сурожской епархии Московского Патриархата. В 1965 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия I монастырь перешел в юрисдикцию Вселенского (Константинопольского) Патриархата.
С 1959 по 1974 год старец Софроний был первым игуменом обители, затем отошел от настоятельства, оставаясь духовником монастыря.
С самого начала монастырь оформился как многонациональный, поэтому устав его особый: утренние и вечерние богослужения в будние дни состоят преимущественно из чтения Иисусовой молитвы на разных языках. Но духовное сердце монастыря — это Божественная литургия. В основание духовной жизни обители было положено старцем учение преподобного Силуана Афонского. Один из монастырских храмов освящен в честь этого святого.
Еще одна особенность Иоанно-Предтеченского монастыря — в нем есть мужская и женская монашеские общины, живущие раздельно, но объединенные совместными богослужениями и духовным окормлением.
В последние 30 лет своей жизни отец Софроний написал книги «Видеть Бога как Он есть» и «О молитве». О значении этих книг проникновенно сказал игумен Николай (Сахаров): «Многим людям, зашедшим в жизненный тупик, книги отца Софрония помогают найти выход... Наше богословие проверяется тогда, когда ты в жизненном тупике… Для меня лично в богословии отца Софрония чувствуется дыхание вечности».
Кроме работы над книгами, старец считал нужным проводить с братией и сестрами монастыря (иногда присутствовали и гости) духовные беседы, которые, по существу, можно назвать завещанием старца. Великое благоволение Божие в том, что беседы эти были записаны.
Духовные беседы с монашествующими
Еще при жизни старца магнитофонные записи с его беседами попали в Россию и вскоре стали тиражироваться по всей стране, а в 2003 году вышел двухтомник «Духовные беседы», составленный на основе этих записей Эссекским монастырем. Люди чувствуют необходимость в опыте старца, для многих «Беседы» стали откровением о том, «что такое духовная жизнь и как на нее настроиться».
Сами названия бесед (хотя они и условны) указывают на главные проблемы эпохи: «О прелести», «О цельности духовной жизни», «О смирении», «К вопросу о соединении Церквей», «О строительстве монастыря».
Всё сказанное старцем Софронием как поучение людям, в стремлении передать свой опыт грядущим поколениям, рождалось из сокровенной молитвы. Старец в своих беседах неоднократно повторял: «Я жду слова от Бога» — и сетовал на скудость человеческих слов, на невозможность вполне передать ими духовную реальность.
Некоторые из бесед старца Софрония были так или иначе связаны с Россией. Связь эта иногда скрыта. Так, например, беседа «Об устройстве монастыря» от самого старца получила такую характеристику: «Это я для России сказал».
Неоднократно отец Софроний говорил о том, что главное в Русской Церкви — это сохранить ее структуру, то есть остаться верными патриарху и тем духовным властям, которые действуют на местах. О патриархе Алексии II старец говорил, что он — «Богом данный патриарх», провидя подвиг Святейшего в то нелегкое время на сломе эпох, после развала Советского Союза в 1990-е годы, когда ему пришлось руководить кораблем Русской Церкви.
В беседах своих старец Софроний признавался, что все годы на Афоне и потом в Европе он «с глубоким плачем молился за Россию», потом радовался, когда Церковь получила свободу восстановления, но и беспокоился об утрате за годы гонений аскетической, духовной традиции, предостерегал от узости, замкнутости на «национальной Церкви».
Служение старца Софрония мирянам
Старец являл такую любовь, которую нельзя было забыть. Порой одна только встреча с ним производила столь неизгладимое впечатление, что продолжала жить в сердцах людей долгие годы.
Почти всю свою жизнь страдавший от болезней плоти, отец Софроний молитвами своими не раз поднимал с одра смертного неизлечимых больных. По его молитвам происходили явные чудеса, среди них одним из самых важных можно назвать обращение к Православию очень многих людей на Западе.
Дар прозорливости старец по смирению своему старался скрыть, но люди не раз замечали, что даже то, о чем отец Софроний вскользь упомянул, потом открывалось в своем подлинном значении, как предупреждение или укрепление в испытаниях.
Дар рассуждения или дар духовного совета проявлялся прежде всего в том, что старец открывал людям горизонты духовной жизни, показывал, как важно не увязать в деталях, не прилепляться к своим проблемам. «Надо идти дальше», — повторял отец Софроний и передавал свое собственное состояние постоянного духовного горения тем, кто приходил к нему.
Духовные дарования старца проявлялись и в «материальной» сфере: он писал иконы, фрески, его авторству принадлежит ряд замечательных литургических молитв.
Силуан Афонский. Отец Софроний
11 июля 1993 года в возрасте 96 лет отец Софроний отошел ко Господу. 27 ноября 2019 года он был причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом как преподобный Софроний Эссекский.
Дело служения старца людям продолжает основанная им обитель. В нее стекаются паломники со всего мира: обитель является не только одним из важнейших центров, через которые Запад знакомится с Православием, но и могучим свидетельством вселенской истины Православия.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
07.07.2022