О милосердии
«Дух Божий учит душу любить всё живое, так что и зеленого листа на дереве она не хочет повредить, и цветка полевого не хочет потоптать. Так Дух Божий научает любви ко всем, и душа сострадает всякому существу, любит даже врагов и жалеет даже бесов, что они отпали от добра.
Потому Господь и заповедал нам любить врагов, и Дух Божий дает силу любить их. И если мы немощны и нет в нас любви, то будем горячо просить Господа, и Его Пречистую Матерь, и всех святых, и во всем поможет нам Господь, Который так много нас любит; и когда коснется Он души и тела, то всё в нас изменяется, и бывает великая радость в душе, что она знает своего Творца и Его непостижимое милосердие».
***
«Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов ее. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы, потому что Господь не только простит, но и радуется зело обращению грешника. Хотя пришла смерть, но ты крепко верь, что как только будешь просить, так и получишь прощение.
Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнает Его, то удивляется без конца и говорит: "Ах, какой у нас Господь".
Дух Святой дал нашей Церкви познать, как велико Божье милосердие.
Господь нас любит и кротко, без укора принимает нас, как не укорил отец евангельского блудного сына...»
Старец Силуан Афонский
«"Что такое сердце милующее?" — "Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию, а посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению в сем Богу".
Соломон написал: Посли хлеб твой на лице воды: яко в множестве дней обрящеши его (ср.: Еккл. 11: 1). Что такое говорит творец притчей?
Как можно, чтобы хлеб, брошенный в воду, в продолжение многих дней не уплыл, не размок, не был поглощен водою или склеван птицею? Сим видом невозможности Творец изображает дивное могущество Провидения Божия, которое никак не попускает погибнуть делу благотворения. Благотворя несчастным, обыкновенно малознаемым или совсем неизвестным, ты бросаешь хлеб свой в воду; время течет; доброе дело твое скрывается; может быть, и враги стараются затмить оное, и облагодетельствованные забывают: но придет минута судеб; хлеб твой найдется и напитает тебя благословением и радостию».
Феофан Полтавский
«Сердца чувствительного и любящего не браню, ибо лучше ли холодное или каменное? Каменное надо разбить, холодное согреть, чувствительное и любящее надобно возвысить от любви естественной к духовной. Для сего последнего путь одинокий есть, благий путь Провидения, чтобы оно, погрузясь в связи семейные, не погрязло совсем в одной естественной любви. И детство сердца не во всех отношениях страшная вещь. Господь велит быть детьми. Апостол толкует: Не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте (ср.: 1 Кор. 14: 20). Следовательно, будьте незлобивы, как дети, будьте добры, как дети, будьте простодушно любящи, как дети. Не надобно жаловаться на то, что Бог дал в природе, но надо возвышать оное к благодати, и будет всё благо».
Святой Филарет, митрополит Московский
«Бог, как написано, есть солнце правды (см.: Мал. 4: 2), всех равно осеняющее лучами благости Своей. Душа же, по настроению своему, обыкновенно бывает или воском, как Боголюбивая, или грязью, как веществолюбивая. Как грязь по естеству своему солнцем иссушается, а воск естественно им умягчается, так и всякая душа веществолюбивая и миролюбивая, приемля от Бога внушения вразумительные и по настроению своему отвергая их, жестеет, как грязь, и сама себя, подобно фараону, ввергает в пагубу; всякая же Боголюбивая душа при этом умягчается, как воск, и, воспринимая отпечатки образов Божественных вещей, делается в духе жилищем Бога».
Святой Максим Исповедник
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
18.07.2022