Гора Афон, Гора Святая
«Наша Церковь живет молитвой своих чад. Конечно же, существуют разные виды молитвы. Но если мы хотим узнать, какой из них в большей мере свойственен Церкви, неиссякаемо хранит ее духовность на всякое время и на всякий час, тогда нам нужно обратиться к святым чадам церковным, составляющим монашеский лик. Ибо, как сказано у святого Исаака Сирина, монашество — это "похвала Христовой Церкви", воплотившееся и ожившее Евангелие. Монашество — ее священная сокровищница, в которой в неприкосновенности сохраняются ее догматы, неизменное стремление к мученическому образу жизни, истинное благочестие, подлинная духовная традиция, ее деятельная и спасительная миссия, в которой не умолкает сладостная песнь, обращенная к возлюбленному Христу и светлому голубю, Святому Духу, исходящему от Отца (см.: Ин. 15: 26).
Кто не слышал об афонской молитве? Это всего лишь несколько слов: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
Криком души Господи мы славим Бога в Его величии, Царя Израиля, Создателя видимого и невидимого мира, пред Которым трепещут Серафимы и Херувимы.
Сладчайшим воззванием Иисусе мы свидетельствуем о том, что Христос, Спаситель наш, здесь. Мы благодарим Его за то, что Он даровал нам жизнь вечную. Третьим словом Христе мы признаем, что Христос есть Сын Божий и Сам — Бог. Ведь нас спас не человек и не один из Ангелов, но Истинный Бог — Иисус Христос.
Затем с сокровенной просьбой помилуй меня мы поклоняемся Богу и просим Его, чтобы Он смилостивился над нами и ради спасения исполнил то, о чем мы Его просим, чего желаем, в чем нуждаются наши сердца. Какая глубина в слове меня! Ведь речь идет не только обо мне самом, но и о всех, получивших гражданство в Державе Христовой, в Святой Церкви. Ибо все они составляют часть моего Тела.
И в конце, дабы наша молитва была более полной, мы прибавляем слово грешнаго, исповедуя свою греховность, так, как это делали все святые, и так сделались сыновьями света и дня. Мы видим, что молитва включает в себя прославление, благодарение, богословие, прошение и исповедание».
Архимандрит Эмилиан (Вафидис)
«Лишь молитва Иисусова (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя) очищает душу, то есть непрестанный вопль к Богу, Спасителю нашему. В призывании и единении с Иисусом заключается всё наше спасение. Возопим, чтобы Он пришел и исцелил нас. Являясь больными, будем стенать, и Он, как врач, исполненный любви, поспешит на помощь. Мы, подобно впавшему в руки разбойников, восплачем, и Добрый Самарянин придет, очистит наши раны, приведет в гостиницу, то есть к созерцанию Света, Который зажигает всё наше существо. Когда Бог приходит в наше сердце, тогда побеждается диавол и очищается нечистота, им создаваемая. Таким образом, победа над диаволом является победой Христа через нас. Мы сделаем человеческое (воззовем ко Христу), а Он сделает Божественное (победит диавола и очистит нас). Следовательно, не следует стремиться самим делать дело Бога, а Богу оставлять дело человека. Нужно хорошо понять, что от нас зависит человеческое (молитва), а от Бога — Божественное (спасение)».
Митрополит Иерофей (Влахос)
Источники:
- Эмилиан, архимандрит. Богопознание. Богослужение. Богомыслие. — М.: Изд-во храма святой мученицы Татианы, 2002.
- Иерофей (Влахос), митрополит. Одна ночь в пустыне Святой Горы. Беседа с пустынником об Иисусовой молитве. — СвятоТроицкая Сергиева лавра, 2003.
- Гора Афон, Гора Святая. Православный календарь 2008. — Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2007.
05.07.2022