Светильник благодати
«Весь исполнился еси Света Христова, освятив себе Богови, просвети и нас светом благодати Духа Святаго молитвами твоими, Иоанне светоносне».
(Светилен)
14 июня 1990 года состоялся чин канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского. В этот день ему впервые вознесли общецерковную молитву. Но задолго до этого святость отца Иоанна почувствовали его современники и устремились к нему.
В родном селе Сура на прогулке
«Худощавый, среднего роста, с чудными голубыми глазами, с выражением великой любви на лице, он казался явившимся из страны света и правды, милости, любви и добра. Тем из нас, которые доселе ни разу не видали отца Иоанна, не нужно было говорить, что это был именно он, ибо из тысячи священников он был узнаваем по своему вдохновенному виду, по этим лучезарным глазам, по этому ясному выражению лица, горевшему огнем внутреннего чувства, на котором отражалась его детски чистая душа», — писал монах Валаамского монастыря Иувиан (Красноперов).
Места, связанные с жизнью святого праведного Иоанна Кронштадтского
Вспоминая свою встречу со святым, 10 августа 1899 года отец Иувиан назвал величайшим днем в своей жизни, когда исполнилось его заветное желание и «Господь сподобил наконец великой милости впервые видеть праведника и молитвенника земли Русской отца Иоанна Кронштадтского. В эти минуты для меня довольно было одного: слушать и смотреть на этого дивного человека, к которому душа моя стремилась с самого детства, смиренный вид которого, открытое его мирное лицо, ласковые, голубые глаза, сильное слово, задевавшее струны сердечные и вызвавшее слезы сокрушения, и, наконец, благодать Божия, так очевидно действовавшая чрез него, — всё это неудержимо влекло к нему народ. Поэтому я счастлив был неизмеримо от близости к этому святому человеку».
Божественную литургию в Андреевском соборе Кронштадта совершает о. Иоанн
Дар любви, которую отец Иоанн получал в ежедневном служении литургии и причащении Святых Христовых Таин, которая выражалась в его готовности каждую минуту своей жизни каждой копейкой своего достояния послужить ближнему, привлекал к кронштадтскому пастырю тысячи людей. Такая любовь встречается нечасто. Редким явлением она была и на переломе XIX–XX веков в России, где стремительно развивался бурный процесс модернизации, приходило время банков, заводов и фабрик, быстрых капиталов, а Церковь воспринималась как один из государственных институтов. Теплохладные, обмирщенные умонастроения образованной части общества, искавшей истину, справедливость и счастье для всех в безбожных идеях гуманизма и революционного переустройства, закрывали от нее свет кронштадтского светильника. Они отвергали церковное учение — а отец Иоанн его горячо защищал; они отвергали монархию — а святой был убежденным монархистом; они превозносили светскую культуру — а праведник ее весьма эмоционально критиковал (особенно театр). Сталкивались два мировоззрения, два отношения к жизни: безрелигиозный гуманизм и основанное на вере во Христа понимание, что земная жизнь дана человеку для подготовки к Вечности. Бóльшая часть образованного общества отца Иоанна не принимала.
Отец Иоанн Кронштадтский с почитателями. Слева от отца Иоанна — будущий священномученик Философ (Орнатский)
Но были те, кто отца Иоанна услышал. Это были совершенно разные люди всех сословий, бедные и богатые, простые и образованные. И крестьяне, и рабочие, и купцы, и учителя, и инженеры, и чиновники. Многие образованные люди принимали отца Иоанна у себя дома.
Бог содействовал любви пастыря доброго, всего себя отдававшего служению Богу и ближним. Видя нуждающихся в его помощи, отец Иоанн не пускался в рассуждения: «Хватит ли у меня сил? Не взваливаю ли я на себя неподъемную ношу? А будет ли прок от моей молитвы?» Он делал что мог, даже в ситуациях, когда, казалось бы, ничего сделать было нельзя: например, снимал с себя одежду или обувь и отдавал нуждающемуся. И появлялись жертвователи и помощники. Этим служением была пронизана вся его жизнь.
Дом трудолюбия отца Иоанна Кронштадтского
По воспоминаниям отца Иувиана (Красноперова), кронштадтский пастырь всегда был мучеником народной толпы: «Однажды батюшка, посетив названный Дом трудолюбия и направляясь в нижнем коридоре к парадному выходу, вспомнил, что оставил свою шляпу в верхнем этаже, и просил окружавших принести ему забытую шляпу. Но не так легко было исполнить эту простую просьбу отца Иоанна: все лестницы в доме, ведущие из верхних этажей, были запружены народом и, кроме того, на маршах лестниц были перекинуты массивные железные крюки с целью удержать стремление народное. Пока посланный человек с громадным трудом пробирался в верхний этаж за шляпою, тем временем народ, несмотря на все заграждения, обступил батюшку со всех сторон и в порыве духовного рвения забывал всякую осторожность в обращении с ним: давил и толкал его во все стороны, спеша получить благословение любимого пастыря. Несмотря на толчки и давку, отовсюду стиснутый, отец Иоанн с кроткою улыбкою смотрел на теснившую его толпу».
Монастырь в честь святого Иоанна Рыльского, Санкт-Петербург, 1910-е гг.
Святой Иоанн Кронштадтский был очень деятельной и многогранной личностью. Его молитвами и содействием созидались на нашей земле и монашеские обители. Так, своим возникновением обязан великому светильнику Иоанновский женский монастырь на Карповке в Санкт-Петербурге. Духовным чадом святого была и настоятельница Леушинского монастыря игумения Таисия.
Св. Иоанн Кронштадтский с настоятельницей Иоанновского монастыря игуменией Ангелиной
Несмотря на всю свою необыкновенную занятость, о. Иоанн находил время вести духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и служения Богу. Пастырский духовный дневник был издан в трех томах под названием «Моя жизнь во Христе» еще при жизни святого. Уже после своего выхода в свет книга настолько привлекла к себе всеобщее внимание, что была переведена на несколько иностранных языков, а у английских священников стала даже любимой настольной книгой. После Второй мировой войны часть дневника была утеряна.
Катафалк с гробом св. Иоанна Кронштадтского, 1909 г.
Почил всероссийский пастырь 2 января 1909 года. Современникам запомнились похороны отца Иоанна Кронштадтского. Но не великолепием погребального кортежа, а количеством людей, которые сопровождали гроб от Кронштадта до Иоанновского монастыря на Карповке, где он был погребен. При следовании процессии по льду Финского залива власти, боясь, что лед не выдержит такого скопления людей, распорядились передвигаться шеренгами с интервалом в несколько метров.
Прощание с любимым пастырем
В переломный предреволюционный период истории Русской Православной Церкви Господь даровал дивного пастыря, великого молитвенника и чудотворца, свет любви которого и сегодня продолжает вести ко спасению верующие души.
«Восхвалим, верни, дивнаго пастыря Кронштадтскаго, благодати тезоименитаго, светильника присногорящаго у престола Святыя Троицы, с Богородицею и со всеми святыми земли Российския молящагося о спасении всех, имя Господне призывающих, да укрепится в стране нашей Православие силою Христа Пастыреначальника, обетование давшаго: созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ея».
(Икос канона св. прав. Иоанну Кронштадтскому)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Отец Иоанн Кронштадтский / митр. Вениамин Федченков. — Москва: Паломник, 2000.
- Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского / Иоанновский ставропигиальный женский монастырь (imonspb.ru).
14.06.2022