Жировичская святыня
Писаная икона Божией Матери «Жировичская» работы сестер Свято-Елисаветинского монастыря
Жировичская икона Божией Матери — одна из главных святынь Белорусской земли и почитается как православными, так и католиками. Икона необычна тем, что имеет круглую форму и вырезана на камне (яшме) зеленого и темно-красного оттенка. По своим размерам (5,7×4,1×0,8 см) она похожа на камею или нагрудный образок.
Явление Жировичской чудотворной иконы Божией Матери произошло в 1470 году. Образ, изливающий лучезарное сияние, обрели среди ветвей дикой груши дети, которые пасли скот на лесной поляне. Со святыней в руках они поспешили в усадьбу боярина Солтана. Однако Александр Солтан, не придав значения рассказу пастухов, положил икону в ларец и вскоре забыл о ней. Через некоторое время в дружеской беседе боярин вспомнил о необычном случае и открыл ларец. Но иконы в нем не оказалось. Вскоре ее вновь обрели на том же грушевом дереве. Уразумев Божий Промысл о Жировичах, Александр Солтан возвел на месте чудесного явления деревянный храм, где и поместили икону. Позднее там образовался монастырь.
Многими чудотворениями прославилась жировичская святыня, поклониться которой спешили многочисленные паломники. В 1520 году случился пожар, и обитель сгорела. Чудотворный образ был утрачен, но ненадолго. Спустя некоторое время детям, игравшим вблизи пепелища, явилась Пресвятая Богородица. В руках Она держала исчезнувшую святыню. Небесная Владычица стояла на камне, над которым сейчас находится престол Явленской церкви.
Явленская церковь Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря
Сейчас чудотворный образ находится в главном храме монастыря — Успенском соборе. По сей день святыня славится как в Беларуси, так и далеко за ее пределами.
Жировичская икона Божией Матери
Храмовый комплекс Жировичского мужского монастыря известен не только как святое для Беларуси место, но и как памятник архитектуры XVII–XVIII веков. Монастырь включает в себя Свято-Успенский собор, Явленскую церковь, Крестовоздвиженскую церковь, здание семинарии, жилой монастырский комплекс, а также трапезную, колокольню и многочисленные подсобные помещения. Четвертый храм — деревянная Георгиевская церковь — располагается на старом кладбище недалеко от Жировичской обители.
Свято-Успенский собор Жировичского ставропигиального мужского монастыря
В Успенском соборе хранится и множество других святынь: крест с мощами святых; икона главы св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна с частицей его мощей и с источившейся от иконы и засохшей капелькой крови; неоднократно мироточившая Казанская икона Божией Матери; напрестольный крест с частицей Животворящего Древа Господня; ковчежец с мощами св. вмц. Екатерины; икона с частицей мощей святителя и чудотворца Николая; икона с мощами преподобной Евфросинии Полоцкой и др.
Свято-Успенский собор Жировичского ставропигиального мужского монастыря. Внутреннее убранство
Многими почитается и могилка старца Иеронима (Коваля), который называл Жировичи третьим Афоном. Он делал на собранных на территории монастыря камнях надпись: «Третий Афон» — и благословлял ими верующих.
В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе причислен к лику святых архимандрит Серафим (Шахмуть), похороненный в Жировичах и ныне почитаемый насельниками и паломниками обители.
На братском кладбище на территории монастыря также покоится митрополит Филарет (Вахромеев), почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси.
Под спудом Успенского собора находится чудотворный источник, открывшийся с явлением Жировичской иконы в 1470 году. Воду из этого источника верующие могут набрать 20 мая, во время ежегодного празднования явления чудотворной иконы Божией Матери.
Жировичская икона Божией Матери — одна из наиболее почитаемых, и день ее обретения — особый праздник. В 2020 году, когда Церковь праздновала 550-летие явления иконы, в мастерских нашего монастыря были выполнены копии образа.
Монахиня Анфиса (Остапчук): «Мы удостоились чести выполнить в наших мастерских копии чудотворной иконочки Божией Матери, которая явлена была в камне и помещалась на ладошке».
Над этой уникальной иконой трудились сразу несколько монастырских мастерских: столярная, позолотная, слесарная, цветных металлов. Работа включала несколько этапов: изготовление киота, подготовка левкаса, золочение, вставка иконы в киот. Всё это требовало немалого старания, умения и мастерства. И, конечно же, в труде мастерам помогала молитва.
Монахиня Анфиса (Остапчук): «Изображение это держала Сама Пресвятая Богородица в Своих руках. И мы имеем такую удивительную жемчужину и молитвенное предстояние Пресвятой Богородицы, Ее заступничество».
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
19.05.2022