Православной веры и Святой Руси защитник
«Победу велию во Имя в Троице славимаго Бога, по слову преславнаго Сергия,
с вои твоими одержал еси, богомудре княже Димитрие.
Тем тя, яко предстателя пред Богом, вси почитаем».
(Светилен)
Народную любовь к благоверному князю Димитрию Иоанновичу не угасили ни время, ни исторические перемены. С течением веков этот дивный образ становился всё ярче. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любили и не чтили русские люди, хотя ни прежде, ни после собиратели Руси — государи Московские — не правили в таком тяжком обстоянии, какое выпало на долю благоверного Димитрия. В чем же смысл подвига князя Димитрия Донского?
Служение благоверных правителей — это, как видится, самый крутой и кремнистый из всех путей к достижению святости. Благоверному Димитрию Донскому удалось сплотить Родину на истинно крепком, духовном основании. Свет души, чистота сердца, глубокое благочестие святого князя озаряли его личность, и народ видел и понимал: этот правитель не ищет своего, но жертвует собою в тяжких государственных и воинских трудах ради блага Отчизны. Доверие к благоверному великому князю порождало веру в совершаемое им общерусское дело. Мать-Церковь благословляла его на подвиги, он был воспитанником святителя Алексия, с ним были молитвы преподобного Сергия, он звал людей за собой во имя Христово — и те, кто становился под великокняжескую хоругвь, чувствовали себя уже не суздальцами или ярославцами, а православным русским народом. Трудами святого правителя Руси, благоверного Димитрия Донского, созидался единый порыв русского народа к Небесной помощи. В этом — смысл жития, величайшая заслуга благоверного князя Димитрия. Но, конечно, Создателем истинного единства и свободы Руси явился Господь Милующий.
Оставшись (в девять лет) без отца, одиннадцатилетним ребенком благоверный Димитрий побывал в Орде и едва спасся от ужасов случившейся там резни. Поездка эта, несмотря на смертельный риск, была нужна не только из политических соображений: князь должен был, проплыв по трем русским рекам, собственными глазами увидеть землю, которой ему предстояло править, и соприкоснуться с врагом, с которым надо было уметь не только сражаться, но и договариваться.
Поставление благоверного Димитрия на княжение, фреска храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского (г. Тула)
Тринадцать лет было московскому князю, когда он верхом на коне ехал впереди дружины, шедшей против мятежного Суздаля. Множеством бедствий: полыханием пожаров, стонами разорения и голода, нескончаемыми войнами — наполнено время его княжения. Среди всех скорбей, крови и чада пожарищ величайший из государей Московских твердой рукою вел свое земное Отечество к возрождению, а душу свою хранил и взращивал для Отечества Небесного. Державный подвиг благоверного князя Димитрия нераздельно слит с подвигом достижения им личной святости. Он хранил себя строгим исполнением церковных обрядов и предписаний, согревая их живой верой.
Бегство литовского князя Ольгерда от стен Московского кремля, фреска храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского (г. Тула)
А Русская Церковь в то время крепла необычайно. То был золотой век русской святости — век подвигов преподобного Сергия Радонежского и подобных звездам небесным учеников его, век трудов духоносных святителей Алексия Московского, Стефана Пермского, Дионисия Суздальского, Арсения Тверского, век множества ведомых и неведомых подвижников благочестия, осенявших своими молитвами Русскую землю и привлекавших на нее благоволение Божие. Так, несмотря на бедственное общее состояние, угрозы с востока и запада, злые крамолы удельных князей, таинственно созидалась непоколебимая духовная основа для возрождения Руси.
Покровители христианского брака — благоверный князь Димитрий Донской и его супруга Евдокия (в иночестве Евфросиния)
С целомудрием и истинно христианской любовью берег Димитрий Иоаннович святость своего семейного очага. В 1367 году Господь даровал ему в жены Евдокию — дочь суздальского князя, девушку удивительной духовной красоты, воспитанницу преподобного Сергия Радонежского. Брак, явившийся из святого миротворчества, был воистину благословен Всевышним. Это был истинно христианский брак святых супругов. По восторженному слову жизнеописателя: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. Так и я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к Небу. Такая и у Димитрия была жена». И если благоверный князь Димитрий всё же не избежал на своем многосложном пути ошибок и грехов, то образ благоверной княгини Евдокии (в иночестве, принятом после кончины мужа, — Евфросинии) представляется излучающим чистый свет. Сияние ее святой души засвидетельствовано чудесами, явленными ей в земном житии и по отшествии в Горняя. Говоря о высоких заслугах святого Димитрия Донского перед Отечеством, невозможно не вспомнить о благоверной княгине Евдокии-Евфросинии, своей любовью к супругу созидавшей домашнюю церковь-семью, окрылявшей и просветлявшей его для державных свершений. В семье было 12 детей. Двоих из них крестил преподобный Сергий Радонежский, восприемником других чад княжеской четы был преподобный Димитрий Прилуцкий.
Крещение преподобным Сергием одного из сыновей московского князя Димитрия Иоанновича, фреска храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского (г. Тула)
Справедливостью, добротою, братолюбием было проникнуто его отношение к окружавшим его людям — так что, завещая своим сподвижникам труды по единению Русской земли, он по праву мог напомнить им: «С вами веселился я в благоденствии и скорбел в злополучиях; я любил вас искренне и награждал по достоинствам; не касался ни чести, ни собственности вашей, боясь досадить вам единым грубым словом». Он не был холодным политиком, двигавшим человеческими массами, как шахматными фигурами, — святой князь был сострадальцем в народных бедствиях: плакал над пеплом сожженных городов, на свои средства помогал обездоленным и хоронил погибших, щадил не только мирных жителей, но и воинов враждовавших с ним удельных княжеств, щадил даже упорных врагов своих, когда жизнь их оказывалась в его руках, и всегда готов был примириться с ними. В жестокие времена, когда коварство и предательство повсюду считались дозволенной хитростью, благоверный Димитрий ни разу не ступил на кривой путь, не прибег к низкому обману ради «высших» целей, ибо помнил, что от зла может родиться только зло. Величайшие свои деяния благоверный князь-христианин совершил по благословению Матери-Церкви, с молитвой ко Господу и во имя Господне.
В церковную и отечественную историю великий князь Московский Димитрий Иоаннович вошел как герой Куликовской битвы, в которой в 1380 году была одержана решительная победа над ордынским войском Мамая. После сражения князь стал именоваться Донским. Это событие нашло отражение во многих памятниках древнерусской литературы: словах и сказаниях. Например, «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского» так прославляет подвиг князя: «И восприняв Авраамову доблесть, помолившись Богу и призвав на помощь святителя Петра, нового чудотворца и заступника Русской земли, пошел князь, подобно древнему Ярославу, на поганого, на злочестивого Мамая, второго Святополка. И встретил его в татарском поле на реке Дон. И сошлись полки, как сильные тучи, и заблистало оружие, как молния в дождливый день. Ратники же бились врукопашную, по долинам кровь текла, и вода Дона-реки с кровью смешалась. А головы татарские, словно камни, падали, и трупы поганых лежали подобно посеченной дубраве. Многие же благоверные видели ангелов Божиих, помогавших христианам. И помог Бог князю Дмитрию, и родичи его, святые мученики Борис и Глеб; и побежал окаянный Мамай перед лицом его. Треклятый Святополк на гибель побежал, а нечестивый Мамай безвестно погиб. И возвратился князь Дмитрий с великой победой, как прежде Моисей, Амалика победив. И наступила тишина в Русской земле. И так враги его были посрамлены».
Посещение князем Димитрием Донским обители преподобного Сергия Радонежского после победы на Куликовом поле, фреска храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского (г. Тула)
С именем князя Димитрия Донского связано также строительство Голутвинской обители, Николо-Угрешского монастыря, московской церкви Всех Святых на Кулишках и каменного Успенского собора Симонова монастыря, других обителей и храмов. Димитрий Иоаннович оказывал поддержку подвижникам, основавшим монастыри на Русском Севере, — преподобным Стефану Махрищскому и Димитрию Прилуцкому.
Не только в храмоздательстве проявлялось глубокое благочестие Димитрия. Боголюбивый князь ежедневно посещал храм, постом каждый воскресный день приступал к Святым Тайнам, носил власяницу под княжескими одеждами.
Преставление святого благоверного князя Димитрия Донского, фреска храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского (г. Тула)
После великой победы последние девять лет земной жизни благоверного князя Димитрия Донского были полны испытаний. Летом 1382 года татарский хан Тохтамыш с несметным войском двинулся на Москву, разоряя русские земли, и фактически уничтожил столицу. Татары убивали всех подряд, грабили церкви, оскверняли алтари, жгли книги: сокровищница княжеская была расхищена. По преданию, Димитрий Иоаннович плакал на развалинах города и велел на свои деньги похоронить убитых. Возобновились и внутренние междоусобицы — старая вражда с Тверью и Рязанью. Лишь преподобному Сергию Радонежскому удалось убедить князя Олега Рязанского заключить мир с Москвой. Пошатнулось и здоровье князя после сверхчеловеческого напряжения в Куликовской битве. В мае 1389 года, предчувствуя приближение кончины, он послал за преподобным Сергием, который был главным свидетелем при составлении духовного завещания и преподал святому князю Димитрию Святые Тайны. В завещании святой благоверный князь Димитрий заповедовал детям глубоко чтить их мать святую княгиню Евдокию, а боярам — жить по заповедям Божиим, утверждая мир и любовь. 19 мая 1389 года, едва достигнув 40 лет, святой князь Димитрий Донской преставился ко Господу. Преподобный Сергий присутствовал на отпевании. Похоронен князь в Архангельском соборе Московского Кремля.
Архангельский собор, усыпальница московских князей
В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви князь Димитрий Донской причислен к лику святых, 1 июня является днем его памяти. 13 июля 2015 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви установлено празднование общей памяти святых благоверных князя Димитрия Донского и его супруги Евдокии Димитриевны (в иночестве Евфросинии).
«О, святый благоверный великий княже Димитрие! Моли, купно со святою супружницею и сподвижницею Твоею благоверною княгинею Евдокиею, да знаменается на нас свет Лица Божия и, тем наставляеми, достигнем Царства Правды Христовы, некончаемаго и вечнаго. Аминь».
(Молитва святому благоверному князю Димитрию Донскому)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке материала использовались книги:
- Давыдов, А.Ю. Влияние Василия Великого на рост личностного начала в духовной культуре Руси XIV века — первой половины XV века / А.Ю. Давыдов. — Текст: непосредственный // История и археология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2014 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 38-43. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/117/5614/
- Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир Иким) (7) — Книга (textarchive.ru)
- Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) (1) — Документ (textarchive.ru)
01.06.2022