«День Победы — это пасхальный праздник»
Раннее утро 9 мая в Минске. В переходе на площади Ленина редкие прохожие спешат в метро. Сестра милосердия нашего монастыря сидит на стульчике со скарбонкой в руках. Мимо нее проходят девушка и парень. Сестра громко и радостно говорит: «Молодые люди! С праздником!» Молодые люди, не оборачиваясь, идут в метро…
Утро 9 мая на монастырском подворье. У храма, где только что отслужили благодарственный молебен за дарование Победы в Великой Отечественной войне, собирается праздничная колонна: гости подворья держат в руках черно-белые фотографии своих предков, братьям раздают фото священников и монахов, участвовавших в войне. Шествие неспешно движется от храма к месту проведения праздника. Впереди идут священники с иконами, развеваются флаги, а пасхальное «Христос воскресе из мертвых…» чередуется со словами песни «Эта радость со слезами на глазах». И если Христос воскрес и у Бога все живы, то они — те, кто на портретах, — сейчас идут рядом с нами. И если там, в вечности, нет времени, то сейчас не только мы несем их портреты, но и они — тогда, в 1941, 1942, 1943, 1944, 1945-м, несли на своих руках будущих нас. Между минами, между пулями несли наши хрупкие души прямо сюда, к этой желтой от света солнца песчаной деревенской дороге, к этой зеленой траве, к белым цветам под сенью деревьев, под это синее-синее небо, где сейчас пролетает птичий клин. Ради этого неба и было всё.
В колонне папа поднимает маленькую девочку и сажает себе на плечи. От папиного шага девчушка подпрыгивает на его плечах и в этот момент становится еще ближе к небу. К своей победе…
На подворье настоящее погружение в годы войны: музей с документальными фотографиями и портретами людей, инсталляции на военную тематику, военные песни. Дети проходят по определенному маршруту — «Тир», «Шифровка», «Домик партизана», «Допрос», «Кузня» и т.д. Каждый получает листок, где должен отметить пункты, в которых побывал.
«Эстафету надо передать»
В пункте «Домик партизана» за столом сидит дедушка в костюме и орденах. К нему то и дело подходят мальчишки и несмело протягивают свой листок. Владимир Дмитриевич поздравляет каждого с праздником и ставит отметку.
— Когда началась война, мне было лет 6–7, — рассказывает Владимир Дмитриевич. — Моя семья тогда жила на Памире. Отец ушел на фронт, мы были в глубоком тылу, казалось, что война где-то далеко. А потом в нашем городе стали появляться эшелоны с эвакуированными. Мы жили недалеко от вокзала, эти поезда приходили ежедневно. Тогда я понял, что такое война. В моей детской памяти запечатлелся образ беженки — женщина небольшого роста, на ней весь ее гардероб (шали, пальто, юбки), котомка за спиной, еще одна котомка в руке, а за другую руку держится ребенок и тащится позади нее. Беженцы ходили по городу как тени. В городе была баня, она топилась на углях. Использованный уголь, уже шлак, выбрасывали. И те на ночь устраивались на этом шлаке спать. Он был не очень горячим, но и не холодным…
А когда война заканчивалась, мы поехали на поезде домой. Навстречу шли поезда с разбитой техникой и ранеными, которых везли в тыл. И вот из таких поездов выходили не мужчины и женщины, а дети с бледными лицами, и сопровождали их девчонки. У меня остались два этих сильных впечатления.
Мой отец был кавалеристом, воинская часть стояла в Тамбове. В день Победы мы пришли на площадь, и он меня посадил на плечи. В театре выступал маршал Василевский, и все ждали, что он выйдет и поздравит людей. Все стали разбрасывать газеты, где было написано про Победу. Это я запомнил. Люди радовались.
Когда закончилась война, я в первый раз увидел продуктовую машину — на ее борту было написано слово «Хлеб». Это было событие. Я пришел и рассказал об этом дома.
…Я был летчиком, меня мотало по всему Союзу. Я летал, стрелял, бомбил, прыгал. Слава Богу, что ни на одну живую голову ничего не сбросил, никого не убил. Сейчас живу в деревне около Ракова, здесь я демобилизовался. Эта деревня находилась в центре партизанской зоны, была бригада, которая действовала в треугольнике Раков — Заславль — Минск. Я хотел узнать, кто помнит о том партизанском движении. Однажды спросил школьников 7–10-х классов, которые сошли со школьного автобуса: «Ребята, кто был командиром партизанского отряда в нашей деревне?» Никто не ответил. А потом я спросил, кого они знают из современных певцов. И они как начали мне называть имена! Тогда я понял, что это неправильно. Эстафеты от тех поколений к этому нет. Надо передать. Я стал работать, пошел в государственный архив, получил допуск, нашел там много материала, хотел донести информацию до людей. У себя в деревне я создал памятный знак в честь сожженных деревень моего сельсовета, в честь погибших сельчан, партизан, в честь отряда, который там стоял. Люди хоть стали знать, что рядом с ними, на опушке леса, были партизаны. Сейчас я создаю мемориальную доску в честь медсестры, которая организовала медицинскую службу в партизанском отряде, но о ней никто не знает. Никому это не надо. В школах это неинтересно. Но без прошлого нет настоящего. Я живу в деревне, где у людей есть только школа и дом. Закончилась школа, человек уехал в город, и что в его памяти осталось от деревни? Ничего. В деревне ведь очень много того, что называется патриотическим притяжением к своему родному дому. Например, я нашел окопы Первой и Второй мировых войн, стоянку партизан, предметы деревенского быта, развалины церкви. Разве это неинтересно?
К Владимиру Дмитриевичу подходят девушка с мужчиной, просят разрешения сфотографироваться, поздравляют его с Победой, благодарят. Мужчина говорит: «У меня отец воевал, это надо помнить». Владимир Дмитриевич благодарит за память.
Почему так важно помнить о Победе? Мы спросили об этом у братьев и гостей праздника.
«Для нашей семьи День Победы — главный праздник»
— Мы первый раз участвуем в шествии «Бессмертного полка», хоть собирались очень давно, — рассказывает Елена. У нее в руках черно-белый портрет в рамке. — На фото мой дед Лепишинский Ефим Денисович. Он коренной белорус, прошел войну с первого дня по последний. Был сапером. Два ордена Красной Звезды, медали за боевые заслуги, «За отвагу», медаль «За оборону Сталинграда», за освобождение Севастополя, Вены, Будапешта. Я восхищаюсь и горжусь им.
Война застала мою семью в Волгограде, где они были в отпуске. Родная сестра моей бабушки была монахиня в миру. Накануне она подарила моей бабушке швейную машинку и сказала: «Мария, ничего не бойся, скоро будет очень страшная война, Ефимий, дед, уйдет на фронт, будет ранен, контужен, попадет в плен, но останется жив. Ты только молись». Мама рассказывала, что помнит, как их, маленьких, бабушка просила: «Станьте на коленочки, помолитесь, чтобы ваш папа вернулся домой». Я никогда ничего не хранила, но эту швейную машинку всё время переставляла с места на место и не расставалась с ней. И когда мне рассказали эту историю, то поняла почему. Эта машинка до сих пор хранится в нашей семье.
Всё случилось так, как сказала сестра моей бабушки: дед остался жив. После войны он работал главным агрономом в городе Лепеле. Для деда и нашей семьи День Победы всегда был главным праздником. В этот день мы приезжали в Лепель. Дед вставал рано утром, нарядно одевался, надевал все ордена. Бабушка и мама начинали что-то готовить, а мы с дедом в любую погоду шли в город на маленький пятачок, где собирались все фронтовики. Дед мне особо ничего не рассказывал, для него тема войны была тяжелая, мы шли с ним молча. В парке звучала военная музыка, фронтовики общались, потом мы приходили домой. Дед выпивал 100 граммов, и мы пели военные песни…
Мой дед всегда безоговорочно любил Жукова. И одна из моих любимых книг детства — это воспоминания и размышления Жукова. Я прочитала ее много-много раз и всегда мечтала быть профессиональным военным. Даже писала в Рязанское высшее воздушно-десантное училище, чтобы меня взяли (улыбается). Меня, конечно, не приняли. Сказали, что девочек не берут. Но уважительное отношение к празднику и военному подвигу у меня навсегда сохранилось.
На праздник мы взяли с собой внука. Хотели приехать именно на подворье, чтобы нам не спеша рассказали о войне, чтобы можно было прочувствовать те события и сегодняшний праздник.
— А что Вы чувствовали, когда шли сегодня в колонне?
— Я плакала. Я пела и военные песни, и «Христос воскресе». У меня огромная радость, что я принадлежу к этому народу, радость, что мы знаем своих предков. Все они были очень простыми людьми, но это были люди чести и совести. До того как я пришла в храм, из больших праздников у меня был только День Победы. И мне всегда было очень жалко, что всё невозвратно, что мы никогда не увидимся с погибшими. Самое главное, что мне подарило Православие, — надежду на жизнь вечную и связь с предками. Потому что сейчас я знаю, что у Бога все живы. Это дает мне огромную радость, и эта радость действительно со слезами на глазах.
— Как Вы думаете, что помогло нашим предкам победить?
— Наш славянский характер и вера в Бога, искреннее, сердечное внутреннее понимание добра и зла, глубокая преданность родной земле, родным могилам. Я считаю, что человек без этого не может жить. Настоящие ценности — это только то, ради чего ты готов умереть. Наши деды не боялись умирать ради Родины и жили с пониманием: если Родина в опасности, значит, всем надо идти на фронт. На войну ведь пошли все, в том числе и те, кто был недоволен советской властью. И победили они духом. Думаю, что Победа — это Промысл Божий. По-другому не скажешь.
«Любовь к земле у каждого в крови»
— Два моих прадеда погибли на войне, — говорит брат Вадим. — К своему стыду, я в свое время толком о них и не хотел знать. Я знал, что они погибли, видел их фотографии, но не расспрашивал о них ни деда, ни бабушку. Бабушка была партизанкой, во время войны ей было лет 14–15. Дед только в 1947-м был призван в армию. Их жизнью я тоже не интересовался, мне казалось, что дедушка с бабушкой будут жить всегда. А потом всё — и никого уже нет. Сейчас жалею о многом, что должен был сделать, но не сделал. Теперь уже поздно, в земной жизни я ничего уже не изменю. Только молюсь за них. Своих предков необходимо помнить. Понимание об этом пришло, когда встретил Бога.
— Вы надеетесь, что встретитесь с ними в вечности?
— Я верю в это. Даже не верю — знаю. Думаю, они молились за меня. Дедушка с бабушкой никогда не говорили мне о Боге, но такого, как они жили, как относились друг к другу, я теперь даже среди верующих людей не вижу. Они просто любили друг друга, и всё.
— Что Вы чувствовали, когда шли в колонне?
— Как это можно описать?.. Я шел и вспоминал, как с дедушкой ходил на этот праздник. Мы всегда ходили на парад. Когда пели «День Победы», у него в глазах стояли слезы. Я это помню, я это видел, только тогда этого не понимал. Но то, что его это касалось конкретно, я видел сам. Это же не нарисуешь, не сыграешь. Сейчас думаю, что, если бы задавал дедушке вопросы, он бы рассказывал мне… Я его очень любил. И мне так горько, что я стал от него отдаляться!.. Многое сейчас сделал бы по-другому.
— Всё больше людей сейчас говорят, что День Победы — это праздник прошлого и не стоит постоянно оглядываться назад. Почему?
— Я не могу понять этого. Кто родители этих людей? Что у них в крови? Ломоносов говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Я был воспитан на том, что 9 мая все празднуют День Победы. Наши деды воевали за свою Родину, свою землю. Любовь к земле у каждого в крови, даже у тех, кто говорит, что не надо праздновать этот день. Думаю, и у них проснется это чувство. Они вспомнят свое детство, своих предков.
— Это мои родные бабушка с дедушкой, родители моего папы — Головачев Георгий Иосифович, Головачева Галина Георгиевна, — рассказывает Ирина. — Бабушка была медсестрой, а дедушка — фельдшером. Они познакомились на войне и всю войну переписывались через полевую почту. Бабушка встретила Победу в Берлине, а дедушкина часть была в Украине. Он прислал бабушке письмо: «Галочка, мне ноженьки оторвало, зачем тебе такой муж?» Галочка ответила: «Жорочка, ты что! Мне нужен только ты». А это он так ее проверял, испытывал… После войны они обосновались в Закарпатской области. Каждое лето мы ездили к ним. У дедушки была медаль «За отвагу», орден Красной Звезды, он выносил с поля боя раненых. Дедушка ничего никогда не рассказывал о войне, был немногословным. Они с бабушкой всегда ходили на парад с орденами. Все их ордена теперь у нас, на 9 Мая мы их достаем. День Победы — это, наверное, мой любимый праздник после Нового года и Пасхи.
— Почему важно помнить этот день? Сейчас многие говорят, что не нужно оглядываться в прошлое.
— До того как я пришла к вере, я вполне могла этому поддаться, потому что не было возможности прочувствовать суть праздника: День Победы наступил, ты посмотрел концерт, в тебе какое-то чувство поднялось из глубин души, а потом всё забылось. Живя с Богом, по-другому начинаешь всё понимать и чувствовать. У меня семья разбросана по миру, тесной связи с родом не было, а на самом деле важно чувствовать своих родных, помнить о них. Вера помогает это осознать. А сейчас я чувствую эту связь с семьей, и мне это дает надежду. Сегодня я первый раз шла с «Бессмертным полком». Шла и плакала. И тут, в музее, плакала. Чувствовала гордость, радость. Сейчас многие начинают осознавать, как мы не ценим, не благодарим то мирное время, которое проживаем.
В прикрытом ветками деревянном домике «Допрос» брат в форме солдата «пытает» мальчика: «Какие книжки читаешь?» Мальчик задумчиво перечисляет: «"Кот Леопольд", "Винни Пух", про рыжую корову…» Солдат смотрит строго. «…И Денискины рассказы!» «О! Наш человек. Молодец. Держи, мой хороший», — солдат делает отметку в листке.
Илларион в третьем классе, говорит, что здесь первый раз, но ему очень нравится. А больше всего ему понравилось в тире, потому что попал в мишень. «У меня дедушка воевал, летчиком был. На войне он остался жив. Умер, когда ему было 96 лет. Мне он ничего не рассказывал, потому что уже старенький был, говорить не мог», — помнит Илларион.
Брат Георгий ждет на скамейке начала концерта.
— Моя мама, Нина Андреевна Харыбина, была медсестрой. Фотографии нет, — рассказывает Георгий. — Она закончила медицинский техникум и попала на войну. «Старшина медицинской службы» — так написано в ее военном билете. У нее медали были, орден. После войны в деревне Столбцовского района проработала 55 лет.
Помню, как мы в школе писали сочинение про людей, которые находились в концлагерях. У нас был сосед — дядя Ваня, он прошел Освенцим, и мы с одноклассницей ходили к нему, чтобы расспросить о лагере. У него на руке была наколка — номер, под которым он был в лагере. Мы удивлялись, как он выжил. Видно, здоровый человек был. И он веселый был дядька, на гармошке играл. Они с батькой моим дружили и на Пасху пели церковные песни по деревне. Им за это давали булки, яйца, самогон, копейки. Вот музыка его, наверное, и спасла. Я так думаю.
— Вы заметили современную тенденцию, что День Победы пытаются отменить? — спрашиваю я у парней, Александра и Вадима, которые присели на лугу с мисками солдатской каши в руках.
— Это всё последствие греха человека, — говорит Вадим. — Если подумать о духовной сфере, то темной силе эта Победа не нужна, она хочет ее стереть, затуманить человеку разум, чтобы он забыл о прошлом. Это победа не за власть и Сталина, это победа людей за свою веру и Родину. Это победа Божья. Мы считаем, что люди в советское время были неверующими, но мы многого не знаем. Когда началась бомбежка, моя бабушка потеряла сознание, а очнулась в храме. Кто ее туда принес? Непонятно. Она после этого пришла к Богу.
— Как Вам передалось уважительное отношение к этому празднику?
— Когда я к Богу пришел. Раньше я особо не понимал его ценность. Когда ты молишься, причащаешься, Господь очищает твое сердце и открывает тебе истинные ценности. А когда человек не живет Богом, его легко увести любыми идеологиями: «Ну какая война, кому это надо?» Но если мы про это забудем, то опять придет испытание.
Мы приехали с шествия «Бессмертного полка» с проспекта Независимости. Людей было очень много. Причем я знаю людей, которые не поддерживают власть, но они пришли на проспект, чтобы вспомнить своих воевавших предков. День Победы — это пасхальный праздник. Он напитан радостью Победы.
Над сценой растянут плакат «Подвиг народа бессмертен», все участники концерта стоят с фотографиями монахов и священников — участников войны. В воздухе еще колышутся слова только что звучавших песен, стихотворения «С любимыми не расставайтесь». Кто-то говорит, что сегодня здесь какой-то необыкновенный мир и особенно чувствуется благодать. Трепещут на ветру молодые листья берез, разноцветные флажки. Отец Андрей Лемешонок поднимается на сцену:
— Сегодня у нас праздник. Сегодня те, кто ушли в вечность, смотрят на нас. Мы не потеряли историческую память, потому что у народа, который потерял историческую память, нет будущего, таким народом легко управлять. А у нас есть с кого брать примеры, у нас есть своя история, своя святая вера. И это самое главное, что у нас есть.
Подготовила Ольга Демидюк
Фотографии Максима Черноголова
13.05.2022