X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«День Победы — это пасхальный праздник»

батюшка, монахини, подворье, День Победы

Раннее утро 9 мая в Минске. В переходе на площади Ленина редкие прохожие спешат в метро. Сестра милосердия нашего монастыря сидит на стульчике со скарбонкой в руках. Мимо нее проходят девушка и парень. Сестра громко и радостно говорит: «Молодые люди! С праздником!» Молодые люди, не оборачиваясь, идут в метро…

шествие бессмертного полка на подворье

Утро 9 мая на монастырском подворье. У храма, где только что отслужили благодарственный молебен за дарование Победы в Великой Отечественной войне, собирается праздничная колонна: гости подворья держат в руках черно-белые фотографии своих предков, братьям раздают фото священников и монахов, участвовавших в войне. Шествие неспешно движется от храма к месту проведения праздника. Впереди идут священники с иконами, развеваются флаги, а пасхальное «Христос воскресе из мертвых…» чередуется со словами песни «Эта радость со слезами на глазах». И если Христос воскрес и у Бога все живы, то они — те, кто на портретах, — сейчас идут рядом с нами. И если там, в вечности, нет времени, то сейчас не только мы несем их портреты, но и они — тогда, в 1941, 1942, 1943, 1944, 1945-м, несли на своих руках будущих нас. Между минами, между пулями несли наши хрупкие души прямо сюда, к этой желтой от света солнца песчаной деревенской дороге, к этой зеленой траве, к белым цветам под сенью деревьев, под это синее-синее небо, где сейчас пролетает птичий клин. Ради этого неба и было всё.

праздник, маленькая девочка

В колонне папа поднимает маленькую девочку и сажает себе на плечи. От папиного шага девчушка подпрыгивает на его плечах и в этот момент становится еще ближе к небу. К своей победе…

инсталляции на военную тематику

На подворье настоящее погружение в годы войны: музей с документальными фотографиями и портретами людей, инсталляции на военную тематику, военные песни. Дети проходят по определенному маршруту «Тир», «Шифровка», «Домик партизана», «Допрос», «Кузня» и т.д. Каждый получает листок, где должен отметить пункты, в которых побывал.

«Эстафету надо передать»

В пункте «Домик партизана» за столом сидит дедушка в костюме и орденах. К нему то и дело подходят мальчишки и несмело протягивают свой листок. Владимир Дмитриевич поздравляет каждого с праздником и ставит отметку.

— Когда началась война, мне было лет 6–7, — рассказывает Владимир Дмитриевич. — Моя семья тогда жила на Памире. Отец ушел на фронт, мы были в глубоком тылу, казалось, что война где-то далеко. А потом в нашем городе стали появляться эшелоны с эвакуированными. Мы жили недалеко от вокзала, эти поезда приходили ежедневно. Тогда я понял, что такое война. В моей детской памяти запечатлелся образ беженки — женщина небольшого роста, на ней весь ее гардероб (шали, пальто, юбки), котомка за спиной, еще одна котомка в руке, а за другую руку держится ребенок и тащится позади нее. Беженцы ходили по городу как тени. В городе была баня, она топилась на углях. Использованный уголь, уже шлак, выбрасывали. И те на ночь устраивались на этом шлаке спать. Он был не очень горячим, но и не холодным…

А когда война заканчивалась, мы поехали на поезде домой. Навстречу шли поезда с разбитой техникой и ранеными, которых везли в тыл. И вот из таких поездов выходили не мужчины и женщины, а дети с бледными лицами, и сопровождали их девчонки. У меня остались два этих сильных впечатления.

Мой отец был кавалеристом, воинская часть стояла в Тамбове. В день Победы мы пришли на площадь, и он меня посадил на плечи. В театре выступал маршал Василевский, и все ждали, что он выйдет и поздравит людей. Все стали разбрасывать газеты, где было написано про Победу. Это я запомнил. Люди радовались. 

Когда закончилась война, я в первый раз увидел продуктовую машину — на ее борту было написано слово «Хлеб». Это было событие. Я пришел и рассказал об этом дома. 

рассказ о войне, воспоминания

…Я был летчиком, меня мотало по всему Союзу. Я летал, стрелял, бомбил, прыгал. Слава Богу, что ни на одну живую голову ничего не сбросил, никого не убил. Сейчас живу в деревне около Ракова, здесь я демобилизовался. Эта деревня находилась в центре партизанской зоны, была бригада, которая действовала в треугольнике Раков — Заславль — Минск. Я хотел узнать, кто помнит о том партизанском движении. Однажды спросил школьников 7–10-х классов, которые сошли со школьного автобуса: «Ребята, кто был командиром партизанского отряда в нашей деревне?» Никто не ответил. А потом я спросил, кого они знают из современных певцов. И они как начали мне называть имена! Тогда я понял, что это неправильно. Эстафеты от тех поколений к этому нет. Надо передать. Я стал работать, пошел в государственный архив, получил допуск, нашел там много материала, хотел донести информацию до людей. У себя в деревне я создал памятный знак в честь сожженных деревень моего сельсовета, в честь погибших сельчан, партизан, в честь отряда, который там стоял. Люди хоть стали знать, что рядом с ними, на опушке леса, были партизаны. Сейчас я создаю мемориальную доску в честь медсестры, которая организовала медицинскую службу в партизанском отряде, но о ней никто не знает. Никому это не надо. В школах это неинтересно. Но без прошлого нет настоящего. Я живу в деревне, где у людей есть только школа и дом. Закончилась школа, человек уехал в город, и что в его памяти осталось от деревни? Ничего. В деревне ведь очень много того, что называется патриотическим притяжением к своему родному дому. Например, я нашел окопы Первой и Второй мировых войн, стоянку партизан, предметы деревенского быта, развалины церкви. Разве это неинтересно?

К Владимиру Дмитриевичу подходят девушка с мужчиной, просят разрешения сфотографироваться, поздравляют его с Победой, благодарят. Мужчина говорит: «У меня отец воевал, это надо помнить». Владимир Дмитриевич благодарит за память.

Почему так важно помнить о Победе? Мы спросили об этом у братьев и гостей праздника.

«Для нашей семьи День Победы — главный праздник»

— Мы первый раз участвуем в шествии «Бессмертного полка», хоть собирались очень давно, — рассказывает Елена. У нее в руках черно-белый портрет в рамке. — На фото мой дед Лепишинский Ефим Денисович. Он коренной белорус, прошел войну с первого дня по последний. Был сапером. Два ордена Красной Звезды, медали за боевые заслуги, «За отвагу», медаль «За оборону Сталинграда», за освобождение Севастополя, Вены, Будапешта. Я восхищаюсь и горжусь им.

фотографии ветерана

Война застала мою семью в Волгограде, где они были в отпуске. Родная сестра моей бабушки была монахиня в миру. Накануне она подарила моей бабушке швейную машинку и сказала: «Мария, ничего не бойся, скоро будет очень страшная война, Ефимий, дед, уйдет на фронт, будет ранен, контужен, попадет в плен, но останется жив. Ты только молись». Мама рассказывала, что помнит, как их, маленьких, бабушка просила: «Станьте на коленочки, помолитесь, чтобы ваш папа вернулся домой». Я никогда ничего не хранила, но эту швейную машинку всё время переставляла с места на место и не расставалась с ней. И когда мне рассказали эту историю, то поняла почему. Эта машинка до сих пор хранится в нашей семье.

Всё случилось так, как сказала сестра моей бабушки: дед остался жив. После войны он работал главным агрономом в городе Лепеле. Для деда и нашей семьи День Победы всегда был главным праздником. В этот день мы приезжали в Лепель. Дед вставал рано утром, нарядно одевался, надевал все ордена. Бабушка и мама начинали что-то готовить, а мы с дедом в любую погоду шли в город на маленький пятачок, где собирались все фронтовики. Дед мне особо ничего не рассказывал, для него тема войны была тяжелая, мы шли с ним молча. В парке звучала военная музыка, фронтовики общались, потом мы приходили домой. Дед выпивал 100 граммов, и мы пели военные песни…

Мой дед всегда безоговорочно любил Жукова. И одна из моих любимых книг детства — это воспоминания и размышления Жукова. Я прочитала ее много-много раз и всегда мечтала быть профессиональным военным. Даже писала в Рязанское высшее воздушно-десантное училище, чтобы меня взяли (улыбается). Меня, конечно, не приняли. Сказали, что девочек не берут. Но уважительное отношение к празднику и военному подвигу у меня навсегда сохранилось. 

На праздник мы взяли с собой внука. Хотели приехать именно на подворье, чтобы нам не спеша рассказали о войне, чтобы можно было прочувствовать те события и сегодняшний праздник. 

А что Вы чувствовали, когда шли сегодня в колонне?

— Я плакала. Я пела и военные песни, и «Христос воскресе». У меня огромная радость, что я принадлежу к этому народу, радость, что мы знаем своих предков. Все они были очень простыми людьми, но это были люди чести и совести. До того как я пришла в храм, из больших праздников у меня был только День Победы. И мне всегда было очень жалко, что всё невозвратно, что мы никогда не увидимся с погибшими. Самое главное, что мне подарило Православие, — надежду на жизнь вечную и связь с предками. Потому что сейчас я знаю, что у Бога все живы. Это дает мне огромную радость, и эта радость действительно со слезами на глазах. 

Как Вы думаете, что помогло нашим предкам победить?

— Наш славянский характер и вера в Бога, искреннее, сердечное внутреннее понимание добра и зла, глубокая преданность родной земле, родным могилам. Я считаю, что человек без этого не может жить. Настоящие ценности — это только то, ради чего ты готов умереть. Наши деды не боялись умирать ради Родины и жили с пониманием: если Родина в опасности, значит, всем надо идти на фронт. На войну ведь пошли все, в том числе и те, кто был недоволен советской властью. И победили они духом. Думаю, что Победа — это Промысл Божий. По-другому не скажешь. 

«Любовь к земле у каждого в крови»

бессмертный полк, подворье

— Два моих прадеда погибли на войне, — говорит брат Вадим. — К своему стыду, я в свое время толком о них и не хотел знать. Я знал, что они погибли, видел их фотографии, но не расспрашивал о них ни деда, ни бабушку. Бабушка была партизанкой, во время войны ей было лет 14–15. Дед только в 1947-м был призван в армию. Их жизнью я тоже не интересовался, мне казалось, что дедушка с бабушкой будут жить всегда. А потом всё — и никого уже нет. Сейчас жалею о многом, что должен был сделать, но не сделал. Теперь уже поздно, в земной жизни я ничего уже не изменю. Только молюсь за них. Своих предков необходимо помнить. Понимание об этом пришло, когда встретил Бога.

Вы надеетесь, что встретитесь с ними в вечности?

— Я верю в это. Даже не верю — знаю. Думаю, они молились за меня. Дедушка с бабушкой никогда не говорили мне о Боге, но такого, как они жили, как относились друг к другу, я теперь даже среди верующих людей не вижу. Они просто любили друг друга, и всё. 

— Что Вы чувствовали, когда шли в колонне?

— Как это можно описать?.. Я шел и вспоминал, как с дедушкой ходил на этот праздник. Мы всегда ходили на парад. Когда пели «День Победы», у него в глазах стояли слезы. Я это помню, я это видел, только тогда этого не понимал. Но то, что его это касалось конкретно, я видел сам. Это же не нарисуешь, не сыграешь. Сейчас думаю, что, если бы задавал дедушке вопросы, он бы рассказывал мне… Я его очень любил. И мне так горько, что я стал от него отдаляться!.. Многое сейчас сделал бы по-другому.

— Всё больше людей сейчас говорят, что День Победы — это праздник прошлого и не стоит постоянно оглядываться назад. Почему?

— Я не могу понять этого. Кто родители этих людей? Что у них в крови? Ломоносов говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Я был воспитан на том, что 9 мая все празднуют День Победы. Наши деды воевали за свою Родину, свою землю. Любовь к земле у каждого в крови, даже у тех, кто говорит, что не надо праздновать этот день. Думаю, и у них проснется это чувство. Они вспомнят свое детство, своих предков.

портреты войны

— Это мои родные бабушка с дедушкой, родители моего папы — Головачев Георгий Иосифович, Головачева Галина Георгиевна, — рассказывает Ирина. — Бабушка была медсестрой, а дедушка — фельдшером. Они познакомились на войне и всю войну переписывались через полевую почту. Бабушка встретила Победу в Берлине, а дедушкина часть была в Украине. Он прислал бабушке письмо: «Галочка, мне ноженьки оторвало, зачем тебе такой муж?» Галочка ответила: «Жорочка, ты что! Мне нужен только ты». А это он так ее проверял, испытывал… После войны они обосновались в Закарпатской области. Каждое лето мы ездили к ним. У дедушки была медаль «За отвагу», орден Красной Звезды, он выносил с поля боя раненых. Дедушка ничего никогда не рассказывал о войне, был немногословным. Они с бабушкой всегда ходили на парад с орденами. Все их ордена теперь у нас, на 9 Мая мы их достаем. День Победы — это, наверное, мой любимый праздник после Нового года и Пасхи. 

— Почему важно помнить этот день? Сейчас многие говорят, что не нужно оглядываться в прошлое. 

— До того как я пришла к вере, я вполне могла этому поддаться, потому что не было возможности прочувствовать суть праздника: День Победы наступил, ты посмотрел концерт, в тебе какое-то чувство поднялось из глубин души, а потом всё забылось. Живя с Богом, по-другому начинаешь всё понимать и чувствовать. У меня семья разбросана по миру, тесной связи с родом не было, а на самом деле важно чувствовать своих родных, помнить о них. Вера помогает это осознать. А сейчас я чувствую эту связь с семьей, и мне это дает надежду. Сегодня я первый раз шла с «Бессмертным полком». Шла и плакала. И тут, в музее, плакала. Чувствовала гордость, радость. Сейчас многие начинают осознавать, как мы не ценим, не благодарим то мирное время, которое проживаем. 

монахиня, старушки на шествии

В прикрытом ветками деревянном домике «Допрос» брат в форме солдата «пытает» мальчика: «Какие книжки читаешь?» Мальчик задумчиво перечисляет: «"Кот Леопольд", "Винни Пух", про рыжую корову…» Солдат смотрит строго. «…И Денискины рассказы!» «О! Наш человек. Молодец. Держи, мой хороший», солдат делает отметку в листке.

Илларион в третьем классе, говорит, что здесь первый раз, но ему очень нравится. А больше всего ему понравилось в тире, потому что попал в мишень. «У меня дедушка воевал, летчиком был. На войне он остался жив. Умер, когда ему было 96 лет. Мне он ничего не рассказывал, потому что уже старенький был, говорить не мог», помнит Илларион.

Брат Георгий ждет на скамейке начала концерта.

— Моя мама, Нина Андреевна Харыбина, была медсестрой. Фотографии нет, — рассказывает Георгий. — Она закончила медицинский техникум и попала на войну. «Старшина медицинской службы» — так написано в ее военном билете. У нее медали были, орден. После войны в деревне Столбцовского района проработала 55 лет. 

люди на поляне с шалашом

Помню, как мы в школе писали сочинение про людей, которые находились в концлагерях. У нас был сосед — дядя Ваня, он прошел Освенцим, и мы с одноклассницей ходили к нему, чтобы расспросить о лагере. У него на руке была наколка — номер, под которым он был в лагере. Мы удивлялись, как он выжил. Видно, здоровый человек был. И он веселый был дядька, на гармошке играл. Они с батькой моим дружили и на Пасху пели церковные песни по деревне. Им за это давали булки, яйца, самогон, копейки. Вот музыка его, наверное, и спасла. Я так думаю. 

братья в военной форме

Вы заметили современную тенденцию, что День Победы пытаются отменить? — спрашиваю я у парней, Александра и Вадима, которые присели на лугу с мисками солдатской каши в руках. 

— Это всё последствие греха человека, — говорит Вадим. — Если подумать о духовной сфере, то темной силе эта Победа не нужна, она хочет ее стереть, затуманить человеку разум, чтобы он забыл о прошлом. Это победа не за власть и Сталина, это победа людей за свою веру и Родину. Это победа Божья. Мы считаем, что люди в советское время были неверующими, но мы многого не знаем. Когда началась бомбежка, моя бабушка потеряла сознание, а очнулась в храме. Кто ее туда принес? Непонятно. Она после этого пришла к Богу. 

— Как Вам передалось уважительное отношение к этому празднику?

— Когда я к Богу пришел. Раньше я особо не понимал его ценность. Когда ты молишься, причащаешься, Господь очищает твое сердце и открывает тебе истинные ценности. А когда человек не живет Богом, его легко увести любыми идеологиями: «Ну какая война, кому это надо?» Но если мы про это забудем, то опять придет испытание.

Мы приехали с шествия «Бессмертного полка» с проспекта Независимости. Людей было очень много. Причем я знаю людей, которые не поддерживают власть, но они пришли на проспект, чтобы вспомнить своих воевавших предков. День Победы — это пасхальный праздник. Он напитан радостью Победы.

праздник, батюшка произносит слово

Над сценой растянут плакат «Подвиг народа бессмертен», все участники концерта стоят с фотографиями монахов и священников — участников войны. В воздухе еще колышутся слова только что звучавших песен, стихотворения «С любимыми не расставайтесь». Кто-то говорит, что сегодня здесь какой-то необыкновенный мир и особенно чувствуется благодать. Трепещут на ветру молодые листья берез, разноцветные флажки. Отец Андрей Лемешонок поднимается на сцену: 

— Сегодня у нас праздник. Сегодня те, кто ушли в вечность, смотрят на нас. Мы не потеряли историческую память, потому что у народа, который потерял историческую память, нет будущего, таким народом легко управлять. А у нас есть с кого брать примеры, у нас есть своя история, своя святая вера. И это самое главное, что у нас есть.

Подготовила Ольга Демидюк

Фотографии Максима Черноголова

13.05.2022

Просмотров: 101
Рейтинг: 4.9
Голосов: 35
Оценка:
Комментировать