X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

История одной иконы

Ничего случайного не бывает. Всему свое время и место: человеку — родиться, решению — созреть, событию — произойти. На всё воля Божия. В подтверждение этому — и наша история.

По зову Божией Матери

Главная героиня нашей истории — настоящая святыня-путешественница. Недавно по Промыслу Божиему ее новым домом стал собор Святых земли Белорусской в городе Заславле. А «проводником» оказалась монахиня Хиония (Ефимова), насельница нашего монастыря. «Это Божия Матерь приняла решение отправиться в этот храм», — говорит матушка Хиония и вспоминает, как старинный образ появился в ее келье.

— Эта икона стояла в моей келье несколько лет, — рассказывает матушка. — Мне отдал ее муж моей сестры как жертву монастырю. Но образ находился в таком ветхом состоянии, что в таком виде его никак нельзя было отдавать в храм, и я решила, что сама буду молиться перед ним. Иногда меня посещала мысль отвезти святыню на реставрацию, чтобы после отдать в храм, но я всё почему-то откладывала.

Видно, что-то созревало у Бога, потому что однажды я вдруг просто взяла эту икону и отвезла в мастерскую. Конечно, взяла благословение у матушки, и — чудо! — буквально через несколько дней появился человек, который захотел пожертвовать средства на восстановление этого образа. Это, без сомнения, действие Божией Матери, Она мной руководила…

Икон у меня в келье много, но таких, с такой историей, пока больше нет. А началось «путешествие» этой святыни давно. По крайней мере у меня есть сведения с периода первых лет Великой Отечественной войны. В эвакуацию, предположительно из Ленинграда в Сибирь, везла эту икону женщина. Проезжая Тюменский край (это моя родина), остановилась в местном селе, у моих родственников. А покидая село, женщина попросила дать ей взамен этой иконы образ поменьше, чтобы везти было не так тяжело, а эту оставила. Хозяйка — бабушка из нашей родни — очень берегла эту икону. После смерти бабушки в доме жили другие родственники, а икона хранилась где-то в чулане под толстым слоем пыли. Но, к счастью, мама мужа моей сестры помнила о святыне и однажды забрала ее. Это произошло еще до того, как я в монастырь ушла. А позже, когда я уже жила в монастыре, икону передали мне…

«Ощущение было, что это делал кто-то, а не я…»

— В каждой иконе есть Дух Божий, — говорит сестра Ирина, которая трудится в реставрационной мастерской нашего монастыря. — Эта икона очень притягательная, работать с ней было легко. Слава Богу, получилось хорошо.

Икона находилась в нашей мастерской примерно полгода, и многие заказчики, когда приходили в мастерскую, обращали на нее внимание, всматривались в образ.

Многое зависит от того, кто принес икону. Бывает, принесут и беспокоятся, что у нас что-то не получится, излишне тревожатся. И не идет работа! Или идет, но нелегко. А бывает, как в этом случае, наоборот, с душой, с доверием Богу образ к реставратору приносят, и всё идет хорошо. Я работаю уже много лет, и такие чудеса, пусть и малозаметные, происходят.

Икона в том виде, в котором принесла ее матушка Хиония, была под слоем старой краски. Когда я сняла ее, то увидела, что местами утрачены целые фрагменты. Пришлось специальными растворителями из паволоки доставать масляную краску, использовать специальные приемы, потому что хотелось сохранить всё в максимально оригинальном виде. Довольно продолжительное время я просто расчищала икону.

Оказалось, что в оригинале у нее — красивый нежно-синий фон, во многих местах он отчетливо сохранился. Я не делала его слишком новым, даже буквы оригинальные постаралась сохранить. Получилось восстановить утраченный фрагмент образа Спасителя и фрагмент Богородицы — ручку, ножку, одежду.

Саму основу тоже реставрировали. Сначала сняли старый слой, пропитали специальным составом для укрепления древесины. Долго подбирали клей — не химический, а по старинным технологиям, такой, который использовали раньше. Укрепили доску, сделали столярные работы, убрали трещинки. Тонировки подобрали близко к родному цвету. Специально сварили лак из коры крушины — эксклюзивный, можно сказать.

Определить, какая именно перед нами икона, было непросто, ведь известно порядка 260 чтимых чудотворных икон Богородицы, более восьми сотен наименований. Скорее всего, это икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»). Есть некоторые отличительные особенности, которые нам помогли. Например, место написания иконы можно определить по цвету: в Украине цвета на образе будут яркие, а в северных странах — темнее, более глубокие, цвета природы. У этой иконы, скорее, северная история. Она аскетичная, выполнена в коричнево-синей гамме. Не исключено, что она из Петербурга. Матушка Хиония рассказала, что именно оттуда ее везли в эвакуацию. Предполагаем, что это XIX век. А вот авторство установить не удалось.

У Бога всё промыслительно

Недавно матушка Хиония «проведала» икону в храме в Заславле. «Встреча была удивительной. Когда я ехала в Заславль, то очень волновалась, в душе был трепет — я же не видела ее отреставрированной. Был момент, что даже слезки на глаза навернулись. Этот образ действительно особенный», — поделилась матушка.

Уже возвращаясь в монастырь, м. Хиония вспомнила, что крестилась в Тюмени во Всехсвятской церкви. По Промыслу Божиему в собор Святых земли Белорусской в Заславле попала и отреставрированная с ее помощью икона Божией Матери «Одигитрия». Не чудо ли это?..

Дорогие отцы, братия и сестры, по поводу заказов в реставрационную мастерскую Свято-Елисаветинского монастыря пишите, пожалуйста, на нашу электронную почту [email protected]. Будем рады вам помочь!

P. S. В праздник иконы Божией Матери «Смоленская» предлагаем вам посмотреть красочный фильм об этом образе. Это трогательная история о том, как Пресвятая Путеводительница помогает маленькому мальчику найти путь домой.

Производство: ООО "Балтийское телевидение" (при поддержке Министерства культуры Российской Федерации)

Записала Ирина Кругликова

Фотографии Максима Черноголова

06.04.2022

Просмотров: 692
Рейтинг: 5
Голосов: 32
Оценка:
Комментарии 0
3 месяца назад
Мальчик не нашёл свою маму, зато он нашёл целую семью, которая приняла его, как своего.
Комментировать