Гора Афон, Гора Святая
Старца Паисия спросили:
— А почему, геронда, мы с таким трудом делаем добро, но настолько легко падаем во зло?
— Потому что в добром прежде всего должен потрудиться, приложить усилия сам человек, тогда как в злом человеку помогает диавол. А кроме того, люди не подражают добру, и добрых помыслов у них тоже нет.
Я часто привожу мирянам следующий пример. Предположим, у меня есть автомобиль. Я начинаю рассуждать: «Зачем он мне? Меня может подвозить по делам мой знакомый, у которого тоже есть машина. В случае необходимости я могу взять такси. Подарю-ка я лучше эту машину своему знакомому многодетному отцу, чтобы он возил своих несчастных деток за город, по монастырям, чтобы они отдыхали и набирались сил». Итак, если я подарю машину другому, то никто не станет мне в этом подражать. Однако если я поменяю свой автомобиль — одинаковой марки с вашим — на более хороший, то, вот увидите, вы ночь не будете спать, чтобы найти способ также поменять свою машину на другую, получше, такую же, как у меня. О том, что машина, которую вы имеете сейчас, тоже хорошая, вы и не подумаете. В этом случае вы будете говорить так: «Продам что-нибудь, влезу в долги, но машину поменяю». А в первом случае, напротив, никто не станет мне подражать, никто не скажет: «Зачем она мне нужна, эта машина? Дайка я лучше подарю ее тому, кому она действительно необходима!» А то еще скажут, что я спятил.
Люди легко попадают под влияние зла. В глубине души они признают добро, оно вызывает у них уважение. Однако они легко попадают под влияние зла и увлекаются им, потому что в злом канонаршит («канонаршит», то есть подсказывает, что надо делать; от слова «канонарх» — чтец, возглашающий во время богослужения то, что предстоит петь хору) тангалашка (тангалашка — такое прозвище старец дал диаволу). Найти «сладкую горку» легко — ведь искуситель только и занимается тем, что подталкивает к этой горке создания Божии. А Христос действует предельно благородно. «Это добро, — говорит Он. — Если кто хочет идти за Мною... (Мф. 16: 24)» Он не заставляет идти к Себе силком, не говорит: «А ну-ка, шагом марш, ко Мне!» Диавол нечистоплотен. Он спутывает человека по рукам и ногам, чтобы увести его туда, куда он хочет, тогда как Бог чтит свободу человека. Он сотворил людей не рабами, но сынами. Он знал, что произойдет грехопадение, но, даже несмотря на это, не сделал людей Своими рабами. Он предпочел снизойти, воплотиться, претерпеть распятие и таким образом спасти человека.
Бог даровал человеку свободу. И несмотря на то что диавол может использовать ее во многое зло, в дарованной человеку свободе есть благоприятная возможность для того, чтобы люди просеялись. Видно, что человек делает от сердца [а что нет]. И если у кого-то есть много любочестия, это очень заметно.
Каждый человек даст Богу ответ за то, освятил ли он избранную им жизнь. Бог не творит людей предопределенными к преуспеянию или к неуспеху. В любой жизни необходимо любочестие. Тот, у кого нет любочестия, не преуспеет сам — какой бы путь он ни избрал. Тогда как человек любочестный преуспевает, где бы ни оказался, поскольку с ним пребывает Божественная благодать.
Источники:
- Паисий Святогорец, блаженной памяти старец. Слова. Том I. Духовное пробуждение. — Монастырь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Суроти, Салоники. — Издательский дом «Святая Гора», Москва, 2002.
- Гора Афон, Гора Святая. Православный календарь 2008. — Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2007.
27.04.2022