«Царство Мое не отсюда»
«Взыду на финик, удержу ветви его…»
(ср.: Песн. 7: 9)
«Воспойте людие благолепно в Сионе, и молитву воздадите Христу во Иерусалиме.
Сам грядет во славе со властию, в Немже утвердися Церковь зовущи: осанна, благословен еси Грядый».
(Тропарь 3-й песни канона Входу Господню в Иерусалим)
Всего шесть дней земной жизни отделяли Господа Иисуса Христа от горькой чаши, которую Он принял ради нашего спасения. Приближался момент Его добровольной жертвы, принеся которую Господь войдет в славу Свою. Чтобы народ увидел свое спасение в крестных страданиях Сына Божия и Сына Человеческого, Он открывается людям как долгожданный Мессия. Тот, о Ком за тысячи лет возвещали Израилю пророки: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9: 9).
«Добрый и верный Пастырь, — пишет святитель Мефодий Патарский, — грядет положить жизнь Свою за овец Своих, грядет Бог на диавола, не с открытым могуществом, которого и зрение снести не может, но в немощной плоти, чтобы связать сильного, — грядет Царь на мучителя, не с силой Вседержителя, но с премудростью, но с мнимым буйством креста, чтобы посредством его исторгнуть добычу у змия, мудрого на зло».
Царь Славы входит в Свой город без всяких приготовлений. Поутру Господь Иисус Христос, сопровождаемый, как и в другие дни, учениками, направляется в Иерусалим. Накануне Он совершил чудо — воскресил в Вифании Своего друга Лазаря. Но о Его воцарении никто не думает. И вдруг это совершается, исполняется древнее пророчество. У подножия Елеонской горы Спаситель посылает двух учеников за необъезженным осленком, наказав на вопрос хозяев отвечать, что животное «надобно Господу», — и тотчас осленка отпускают. Сын Божий начинает являть Свою Божественную Славу даже в самых малых обстоятельствах.
Путь Господа Иисуса Христа из Вифании в Иерусалим
«Когда Учитель воссел, прерванное шествие снова продолжалось. Теперь великий Пророк не скрывался уже во многолюдстве народа и был виднее для всякого: и шествие, при всей простоте своей, являло в себе уже нечто торжественное и священное, между прочим и потому, что в древности животные, не носившие на себе ярма, особенно были выбираемы на священное употребление; в частности, осел издревле на Востоке служит символом мира, его не употребляют на войне и в сражениях», — говорит святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский.
Быстро распространялась молва, что Пророк Галилейский едет в Иерусалим, и все спешили встретить Воскресителя Лазарева. Народ ликовал. Многие постилали свои одежды по дороге, другие резали ветви и клали их перед Господом Иисусом Христом. Невольно вспоминался 117-й псалом, который все знали наизусть, даже малые дети: Благословен грядый во имя Господне! Бог Господь, и явися нам! (Пс. 117: 26, 27).
Господь входил в Свою столицу, подобно обычным земным царям. Народу это было знакомо и еще более его воодушевляло: …осанна Сыну Давидову! Осанна в вышних (Мф. 21: 9). Всеобщий восторг усилился, когда шествие достигло последней возвышенности Елеона, откуда, как на ладони, открывался весь Иерусалим.
Вид на Иерусалим с Елеонской горы
Единственный, Кто не разделял ликования, — Сам Господь Иисус Христос: И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. 19: 41–44).
Он — Мессия, предреченный пророками, посланный Богом долгожданный Спаситель. Но Он принес людям совсем другое, Вечное Царство, в которое добровольно входят верой и любовью — не рабы, а чада. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3: 20).
Народ израильский желал видеть во Христе царя земного, политического вождя, который освободил бы их от римского ига и дал земные блага. Он ожидал, что благодаря Христу всё переменится — языческие угнетатели будут сокрушены и вместо боли и унижения Израиль прославится и превознесется за свою верность Единому Богу. А Мессия пришел ко всем — евреям и язычникам — и дает прощение грехов и жизнь не временную, а вечную. Блага Его — небесные. И избавляет Он людей Своих не от внешнего угнетения, а от грехов их.
Об этом скорбел Господь Иисус Христос, слыша ликующее «Осанна!», — люди не увидели, не поняли, что служит к их миру.
Вербное воскресенье в Иерусалиме
Господь Иисус Христос не садится на трон земного царства, не идет на поводу у толпы. Он проходит чудесным и непостижимым путем Божественной любви не земного, а Небесного Царя: путем крестной смерти и Воскресения. Отвергая политическое царство, Спаситель указывает, что Царство Его не от мира сего, оно совсем иное. Понимание этого к апостолам и ученикам пришло уже после Голгофы — когда Господь воскрес из мертвых. Своим Воскресением Он низложил главного властелина этого мира — смерть, безраздельно царствующую над всеми земными державами и властителями. Над Царством же Христовым она власти не имеет. Всякий, входящий в Царство Небесное, получает эту вожделенную свободу, не достижимую ни в каком земном государстве, — свободу от смерти. И потому Воскресение Христа воистину есть Его воцарение, открытие и явление Его Царства, где нет смерти, но жизнь бесконечная. Мы все призваны к тому, чтобы войти в это блаженное Царство Бога, стать его гражданами. И смысл земного пути — прийти в Небесный Иерусалим, куда вход для нас открыл Господь Иисус Христос Своим Крестом и Воскресением.
«Благословен еси, в вышних певаемый от Серафим, от незлобивых младенец воспевание приявый. Благословен еси, в горних носимый от Херувим, от чистых сердцем богоносно в сердце носимый. Благословен еси, Емуже тысящи тысящ служаху на небеси и тьмы тем предстояху пред Ним. Благословен еси, Емуже сонмы детей воспеваху на земли и тьмы народныя сретаху Его. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!»
(8-й икос акафиста Входу Господню в Иерусалим)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке статьи использовались материалы:
- Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. — М.: Православный паломник,
- Праздники Православной Церкви / [авт.-сост. Е.В. Тростникова]. — М.: Эксмо, 2009.
- Вербное воскресенье. История и традиции праздника (ruvera.ru)
- Вход Господень в Иерусалим / Православие.Ru (pravoslavie.ru)
- https://mpda.ru/publications/gimn-osanna-kak-put-k-voskreseniju/
17.04.2022