Универсальный календарь и связь времен (часть 2)
Беседа с историком Павлом Владимировичем Кузенковым, автором книги «Христианские хронологические системы»
— Почему Рождество Христово празднуют 25 декабря?
— Благовещение праздновали 25 марта уже в начале III века. А что такое Благовещение? Это ровно 9 месяцев до 25 декабря. По сути дела, это ключ. И потом ведь и в Писании — в Новом Завете — есть определенные данные для того, чтобы подсчитать примерно дату Рождества Христова. Повествуя о чудесном рождении Иоанна Крестителя, евангелист Лука указывает, что отец Предтечи, праведный Захария, был священником из Авиевой чреды (ср.: Лк. 1: 5). А в книге Второзаконие есть список всех черед служения священников. Если мы наложим еврейский календарь на римский и посмотрим, как эти череды попадали на правление императора Августа, то увидим, что декабрь — это фактически тот месяц, на который попадает Рождество Христа.
Рождество Христово. Копия фрески из Каппадокии
— Господь запретил нам «вычислять времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти». Тем не менее попытки выяснить возраст человеческой цивилизации не оставляются до сих пор. Вы, как ученый, к этому как относитесь?
— Это совершенно закономерно — вычислять не будущее, а прошлое. Никаких запретов на это не было.
Сегодня у нас на глазах происходит переворот в генетике. То есть если раньше считалось, что человеку как биологическому виду многие миллионы лет или, по крайней мере, сотни тысяч лет, и человека возводили к обезьянам, гоминидам, то в последние 10–15 лет развивается новое направление в генетике — гаплохронология. В геноме выявляются особые участки, так называемые гаплогруппы. И не в верхней части генома, где генетическая информация сосредоточена, а в стволе, то есть в той части, которая не подвергается генетическим изменениям, которые копируются от отца к сыну или от матери к дочери. А там миллиарды аминокислот. В этих участках с определенной частотой накапливаются изменения, которые позволяют отследить появление того или иного ответвления от основного «адамова генотипа». Оказалось, что система расселения племен, которая указана в Библии, соответствует тому, о чем говорят результаты исследований. Абсолютно все живущие на земле люди — это родственники. Они происходят не от каких-то разных популяций, как раньше считалось. Все люди являются потомками одного и того же человека.
— Адама?
— Да, первопредка, которого в науке уже называют «генетическим Адамом». Это явление удивительное. Выяснилось, что жил этот наш первопредок совсем недавно. Речь идет о десятках тысяч лет. Не больше. Это говорит о том, что нас с вами от Адама отделяет около 500 поколений. То есть если выстроить всех наших предков в линию — это будет небольшая очередь.
— Выходит, все люди оказываются близкими родственниками?
— Античное представление о том, что каждый народ автохтонен, имеет неких своих предков, и, соответственно, война между людьми неизбежна, неверно. Теперь представление о народах совершенно меняется в точном соответствии с Писанием, с Ветхим Заветом. Потому что именно в Писании — и только в нем, заметьте, — все люди являются потомками одного человека. Может, еще в зороастризме… Там тоже есть нечто подобное. Универсализм генетический — это характерная черта Священного Писания. И он подтверждается научно. Вот что важно! И это открытие, которое пока широко неизвестно. В школах еще до сих пор учат про человекообразных обезьян. И про миллионы лет. Это очень важный, если угодно, козырь в руках христиан. Он имеет колоссальный потенциал. Потому что с его помощью можно уничтожить вражду между людьми. Мы теперь не потомки разнообразных обезьян, которые ведут войну за выживание: кто сильнее, тот и продолжит род. Это то, на чем основан дарвинизм и капитализм.
— Выживает сильнейший…
— Не просто выживает сильнейший. А «хорошо, что выживает сильнейший!» Дарвинизм ведь не просто оправдывает войны. Он их поощряет. И социалдарвинизм. И капитализм. А христианское представление о людях другое: люди — родственники, живущие в любви, братстве. Такой подход воспринимает войны как трагедию и аномалию. Именно это подтверждается сейчас наукой — что люди действительно близкие родственники, что войны между ними — это признак некоей духовной деградации.
— Давайте вернемся к календарным проблемам. 1 марта 2100 года все даты неподвижных праздников сместятся?
— Да. И это вызовет бурю эмоций. И к этому нужно готовиться. Самой лучшей нейтрализацией этой путаницы был бы перевод церковного календаря на традиционную, юлианскую систему. Чтобы мы все свои праздники справляли по юлианским датам. Тогда ничего не изменится. И это будут те юлианские даты, по которым праздники справляли наши предки.
— Но Церковь же и живет по юлианскому календарю!
— Да, но об этом мало кто помнит. Кто сразу может сказать, какой сейчас день по юлианскому календарю? К сожалению, для удобства все праздники уже давно переведены на календарь григорианский. И уже давно православные справляют Рождество Христово 7 января. А когда говоришь, что православные справляют Рождество 25 декабря, не понимают.
— Скажут, что католики…
— Скажут, что католики. Нет, православные (смеется)! Надо приучить людей к тому, что есть два календаря. Как, кстати, это было в Древнем Египте, в Древней Персии, в Древнем Китае, во многих других культурах. Существовал бытовой календарь, который удобен для текущих нужд, и сакральный. Как существует бытовой язык и сакральный. Как существует бытовая архитектура и сакральная. Это очень важно. Потому что профанирование многих сакральных вещей приводит к утрате их ценности.
— Именно поэтому и важен юлианский календарь?
— Конечно. Надо им гордиться. Надо его хранить как особую святыню, доставшуюся нам не просто от наших предков, а от первых христиан, от святых отцов.
Но меру тоже нужно знать, потому что сам календарь не является частью церковного Предания так, как является догматика, какие-то вещи, связанные с жизнью святых, с Богородицей, с Господом. Это часть церковной культуры, часть церковной традиции. Часть, оправдавшая себя тысячелетней историей.
И еще важно то, что мы не пытаемся юлианский календарь приспособить к астрономии. Потому что сама по себе астрономия для христиан уже неактуальна. Да, у иудеев Пасха играла роль какого-то сезонного праздника. В Ветхом Завете собирали сноп возношения, первые зерна. Это уже тогда было локально.
— А у христиан?
— У христиан Пасха имеет духовный смысл. Христианские праздники вне мира. Поэтому опираться на движение планет — абсурдно. Эта идея характерна для гуманизма, для XVI века, когда была попытка сопрячь земное и небесное в человекобожии. Когда человек возомнил себя способным постичь всю тайну мироздания. Но мы через это переросли. Самое главное — чтобы церковный календарь воспринимался не как церковная архаика, не как старая система или пережиток, а как особая, иная система счета. Вот храм, он же не воспринимается как нелепое здание. Храм воспринимается как особое здание. Или облачение священника. Или церковнославянский язык. Календарь входит в систему неких святынь, неких священных традиций, которые хранят в себе старину.
— Почему Европа всё же перешла на григорианский календарь?
— Тяжело перешла. Изначально протестантская среда приняла этот календарь как бесовский.
— Но все-таки приняли?
— Коммерция, коммерция!.. Ломка была. Что важнее: деньги или церковные традиции? В конечном счете Европа выбрала деньги.
— А в России переход на новый календарь был идеологическим жестом?
— Большевики тогда прямо заявили, что культура находится там, на Западе, а мы находимся в ситуации догоняющего развития. Что мы — это периферия культурного мира и наши традиции, в том числе календарные и церковные, глубоко провинциальны, архаичны и надо их изменить, чтобы развиваться. Но эта позиция недальновидна и не соответствует реальности. Потому что юлианский календарь и древнее, и удобнее. Но она связана с постоянным, присущим русскому человеку, особенно интеллигенту, ощущением некоей нашей культурной неполноценности. И с этим нужно усиленно и целенаправленно бороться.
— Как с этим представлением о нашей «культурной неполноценности» можно бороться?
— Раскрыть перед русским человеком тот подлинный корень, который питает русскую культуру, — а это античность через Византию. Раскрыть, прежде всего, через образование, через приобщение к той культуре, которая питала нашу Русь начиная с X века. И европейцы тоже ведь восходят к этому же корешку. И они еще более глухая провинция, чем Россия. Потому что нас учили сами греки, а их — римляне, которые учились у греков. Понимаете? А мы чувствуем себя неполноценными и учимся! У кого учимся? У немцев, которые вообще последними приобщились к цивилизации на Западе. Позже них разве что только норвежцы с исландцами. Это самый дикий народ в Европе. А русские уже с X века имеют свою письменность. Немецкий же язык как литературный сформировался через 500 лет после русского.
— Проблема в том, что мы вообще очень мало знаем о себе.
— Это связано, прежде всего, с технологическим рывком Европы в XVII веке. Этот рывок не только нас — весь мир поставил в позицию учащихся. Но это время прошло. Современная Европа технологически мало чем отличается от остального мира. Здесь самое время вспомнить про нашу интеллектуальную базу. Про нашу культурную автономию от западноевропейской цивилизации. Мы восходим к своим античным корням непосредственно через Византию. В обход Западной Европы. И понимание этого нам нужно для того, чтобы отстаивать свои ценности. Для того, чтобы их возвещать миру. Для того, чтобы Западу помогать, потому что он находится в ситуации тупика.
— Павел Владимирович, у нас очень популярны сейчас западные системы тренингов, которые ориентируют человека на успех. Их лозунг — «Торопись, богатей, времени очень мало, действуй!». Расскажите о христианском здоровом отношении ко времени.
— Времени очень мало у христианина. Конец света может наступить завтра. Сегодня! Яко тать в нощи. Поэтому и должно быть всё время состояние напряженности. А эти системы — мутация такого христианского состояния — состояния постоянной нацеленности на действие. Но! В них смещены ценностные координаты. А смена этических координат приводит к страшным вещам. Вот ты бежал-бежал-бежал, схватил, получил — а счастья нет! У меня много знакомых, которые занимаются подобными практиками, — это фантастически эффективные люди. Но парадокс в том, что чем эффективнее ты достигаешь ложной цели, тем хуже тебе! А постановке правильной цели нигде не обучают. Этому обучают только в духовных учебных заведениях.
Христианин должен торопиться. Но он должен торопиться правильно и в правильном направлении. Аскетизм — жизнь размеренная. Вот как монастырь живет. Ведь эта жизнь очень насыщенная. Там ни у кого нет свободного времени. Все заняты. Никакой лени, праздности. Но нет и суеты. Важно четко видеть поставленные нашими предками координаты, систему ориентиров. И тогда уйдет огромное количество миражей.
По материалам сайта pravoslavie.ru
Универсальный календарь и связь времен (ч. 1)>>
25.11.2021