Понтий Пилат и жена его Клавдия
Немногие знают, что Клавдия Прокула, супруга Понтия Пилата, в Греческой Церкви почитается святой. День памяти ее празднуется 9 ноября по новому стилю.
Если бы наши прихожане поехали в паломническую поездку в Эфиопию, то, несомненно, были бы очень удивлены, увидев в православном храме этой страны икону мученика Понтия Пилата, изображенного вместе со своей женой Клавдией. Традиция почитания этих людей существует там с древних времен. А в истории Церкви это вообще был первый случай, когда в один день праздновалась память семейной пары. Согласно преданию Эфиопской Церкви, Понтия Пилата и его жену казнили за отказ воздать подобающие почести статуе императора, когда они уже оба стали христианами.
История знает несколько вариантов, как, предположительно, развивалась жизнь Понтия Пилата после смерти и воскресения Христа. Согласно одним источникам, Пилат был сослан в Галлию, где в конце концов покончил жизнь самоубийством. Согласно другим — он был казнен при императоре Нероне. Есть также предание о том, что после казни Спасителя, видя страшные знамения, которые сопровождали Его кончину, Пилат и его жена погрузились в глубокую скорбь, а сам прокуратор был обращен в христианство своей супругой. Народные апокрифы рассказывают о том, что грех убийства Спасителя не давал покоя прокуратору ни днем, ни ночью и он сам искал того, чтобы изгладить его своей кровью.
В фольклоре Древней Руси ходили легенды о том, что грех Пилата был таким, что для него невозможно было найти должное воздаяние. Поэтому так и остался Пилат вечным скитальцем и странником на земле, не находя себе покоя ни в жизни, ни в смерти.
Как бы там ни было, но есть достаточно много серьезных оснований считать, что Понтий Пилат всё же стал христианином. Известный христианский писатель Тертуллиан, живший во II веке, в одном из своих сочинений упоминал о том, что Пилат вскоре после казни Иисуса принял христианскую веру и даже пытался обратить в нее императора Тиберия. Епископ Ириней Лионский упоминает об иконе Христа, написанной рукой самого Понтия Пилата. В одной из проповедей блаженный Августин говорит о Пилате как о святом. Все эти авторы являются первыми преемниками Предания Древней Церкви.
Что касается жены Пилата, то не только Эфиопская, но и Коптская, и Греческая Церкви почитают Клавдию как мученицу с самых древних времен. В разных текстах жена Пилата называется то Клавдия, то Прокула, поэтому эти два имени были объединены в одно. О том, что жена Пилата стала христианкой, свидетельствуют такие авторитетные писатели, как Афанасий Великий, блаженный Августин, Иоанн Малала и другие.
Имя Клавдии, которое упоминается во втором послании к Тимофею (см.: 2 Тим. 4: 21), некоторые толкователи также связывают с именем жены Понтия Пилата. Приговоренных к смерти знатных особ нередко вместо казни отправляли в длительную ссылку. Клавдия принадлежала к роду Флавиев, а это дом императоров Веспасиана и Домициана. Поэтому ей вполне могли заменить казнь ссылкой, и, таким образом, она еще могла послужить апостолам и их ученикам.
По одной из версий, Клавдия в Иерусалиме познакомилась с семейством начальника синагоги Иаира и находила большое удовольствие в общении с его супругой Саломией и их двенадцатилетней дочерью Семидой. Получив известие о ее смерти и придя на похороны, Клавдия стала свидетельницей чуда воскрешения двенадцатилетней отроковицы. Так состоялась встреча жены прокуратора со Христом.
Обо всех этих событиях Евангелие умалчивает. В нем мы читаем лишь о том, что жена Пилата послала к своему мужу слугу, чтобы тот передал ему ее слова: Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф. 27: 19). Что это был за сон, каким образом Клавдия пострадала за Христа, евангелисты нам не объясняют. В апокрифах упоминалась лишь реакция иудейских первосвященников на это известие: «Видишь, не говорили разве тебе, что (Он) соблазнитель? Смотри — в этот сон жену твою вверг».
В Средние века было сочинено немало легенд в отношении того, что же происходило в сонном явлении жены Пилата. На эту тему также написано немало живописных полотен. Есть «Письмо Клавдии Прокулы к Фульвии», которое относится к разряду христианских апокрифов. Конечно же, нет никаких доказательств, что это письмо Клавдии является подлинным. В датировке письма ученые также не пришли к общему мнению. Некоторые относят его ко времени правления Нерона.
Полный текст письма Клавдии можно найти в интернете. Нужно сказать, что оно само по себе является весьма интересным чтением, в котором, по всей видимости, есть подлинные отголоски событий, связанных с жизнью и смертью Спасителя.
Сонное видение описывается в этом письме следующим образом:
«В час сна, едва я склонила голову на подушку, как таинственные видения овладели моим воображением. Я видела Иисуса, видела Его таким, как Саломия мне описывала Своего Бога: Лик Его блистал, как солнце, Он парил на крыльях Херувимов — пламенных исполнителей Воли Его. Остановясь в облаках, Он, казалось, был готов судить поколения народов, собранных у Его стоп. Мановением Своей десницы Он отделял добрых от злых; первые возносились к Нему, сияющие вечною юностью и божественною красотою, а вторые — низвергались в бездну огня. И Судия указывал им на раны, покрывавшие Его тело, говоря им громовым голосом: "Воздайте кровь, Которую Я пролил за вас!" Тогда эти нечестивые просили у гор покрыть их, а землю, чтобы она поглотила их. И чувствовали они себя бессмертными для муки и бессмертными для отчаяния. О, какой сон, какое откровение!»
Это всё, что нам известно о предании, связанном с жизнью Понтия Пилата и его жены после смерти и воскресения Господа. Доказать подлинность этого предания у нас нет возможности.
Конечно же, нашему любопытному уму очень бы хотелось узнать судьбы героев евангельских сюжетов. Как сложилась дальнейшая судьба богатого юноши, который ушел от Христа опечаленным, хананеянки и ее дочери, исцеленного гадаринского бесноватого и многих других? Что это были за святые, которые воскресли после смерти Христа и, выйдя из гробов по воскресении Его, явились многим? Куда они потом ушли и что с ними случилось дальше? Может быть, мы когда-то об этом и узнаем, а сейчас нам необходимо сосредоточиться на главном. Священное Писание и Предание Церкви во всей полноте открывают перед нами единственное, что нам нужно знать, — как спасти свою душу. Всё остальное — не столь уж и важно.
Источник: Союз православных журналистов
12.11.2021