О терпении в скорбях
Чадо, отпущаются тебе греси твои… тебе глаголю: востани, и возми одр твой, и иди в дом твой (Мк. 2: 5, 11).
Какое явное свидетельство Божественного всемогущества Господа нашего Иисуса Христа! И какой поразительный пример Его человеколюбия! Может ли какое-нибудь другое действие еще красноречивее показать с большей ясностью два великих свойства Господа: любовь и всемогущество? Вот, только показывается расслабленный, носимый четырьмя, — и тотчас Божественная любовь врачует его душу, говоря: чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк. 2: 5). Очень последовательно, как опытный врач, сначала Он устраняет причину болезни недугующего, а после этого приступает и ко врачеванию тела: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мк. 2: 11).
Сколь великое утешение источает каждому из нас, кто находится в тяжелых скорбях и печалях, это историческое описание исцеления расслабленного! Не Господь ли наш вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 8)? Не находится ли Он всегда среди нас, как нас заверили Его уста, не знающие лжи? Где, — говорит Он, — двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20).
Итак, какая телесная или душевная наша страсть может внушить нам страх относительно ее уврачевания или тревогу, что она неисцелима? Какая болезнь или печаль или огорчение может угрожать нам, когда Врач душ и телес, мгновенно исцеливший расслабленного, тяжело страдавшего и телесно, и душевно, находится всегда посреди нас? Его всемогущество уже сделалось для нас явным, а Его человеколюбие — очевидным. Итак, о чем мы печалимся? О чем скорбим, если у нас есть такой Спаситель и Врач?
Но, может быть, кто-то от боли своего ослепленного сердца скажет: «Почему же Он презрел меня, который столько раз с горькими слезами умолял Его о своем исцелении? Почему Он меня оставил?» Какое кощунство! Не говори ничего подобного, поскольку этим ты согрешаешь против Бога, отрицая Промышление Того, Кто промышляет даже о воробьях; не сказал ли Он: не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего (Мф. 10: 29). Итак, что же? Неужели Он, заботящийся о воробьях, презрит тебя? Заботящийся о птенцах воронов, тебя оставит (см.: Пс. 146: 9)? Тебя, почтенного Им Своим образом (см.: Быт. 1: 27), у которого и волосы на голове все сочтены (Мф. 10: 30), и ни один из них не упадет без воли Божией? Никогда! Никогда! Любовь Бога к человеку такова, Бог через пророка Исаию говорит нам о ней словами столь выразительными, что и самое бесчувственное сердце придет в сокрушение и умиление. Послушайте их: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49: 15). Можете ли вы себе представить любовь, которая может оставить того, кто нуждается в ее помощи? Нет, это невозможно.
Итак, поскольку невозможно, чтобы Бог предал нас забвению, и тем более — болящих и ослепленных, мы должны терпеть и ожидать Его помощи, которая не замедлит явиться. Поскольку терпение в печалях — это то, что весьма нужно всем, сегодня я расскажу о терпении в скорбях…
Всё, что происходит в мире, случается по воле Божией
<…>
Если Бог любит мир больше, чем мать порождение своего чрева, как Бог возвестил через Исаию (см.: Ис. 49: 15), то всё происходящее, безотносительно того, каким образом оно воспринимается, является благом, поскольку делается для нашего блага и вразумления: кого любит Господь, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Притч. 3: 12; Евр. 12: 7). Если что-то случающееся нам кажется злом, то это происходит от специфики нашего восприятия: также и лекарства не являются злом, хотя вызывают неприятные ощущения. Таким образом, всё, случающееся с человеком, приятное или неприятное, — всё это благо, поскольку оно направлено на наше совершенство. Бог стремится испытать святых своих, как злато в горниле (см.: 1 Пет. 1: 7), чтобы они, созданные по Его образу и подобию (см.: Быт. 1: 27), стали подобными Ему…
Причина, по которой наши скорби являются частыми и многократными
Но почему же наши скорби бывают столь часты и многочисленны? Это наше недоумение разрешает Священное Писание. Оно описывает причину наших страданий, которую возводит к прародительскому греху, говоря: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5: 12). Значит, унаследованные грех и смерть являются первопричинами наших бед, потому что грех, воздвигнув преграду вражды между Богом и людьми (см.: Еф. 2: 14), привел к отчуждению человека от Бога, следствием чего стало помрачение духа, притупление познавательной, желающей и чувствующей сил души. Притупленные, они служат человеку недолжным образом и становятся для него источником множества скорбей и мучений. А унаследованная смерть всеяла в нас тление, которое возрастает и развивается вместе с нами и со временем приносит плоды своего произрастания, угрожающие нашему существованию, болезненные и невыносимые.
Итак, первая и главная причина наших скорбей — это то, о чем только что говорилось; вторая причина — это нравственное состояние, приближающее нас к Богу или удаляющее от Него. И если преграда вражды некогда всех удалила от Бога, и состояние каждого было едва ли не противление Богу, то она была упразднена Христом, и теперь всё стало по-другому: Христос не только примирил человеческий род с Богом, но и помраченные силы души укрепил Своим Божественным просвещением…
Таким образом, скорби, по большей части зависящие от нашего нравственного состояния, могут рассматриваться как его следствие. Итак, мы должны следить за нашей нравственной жизнью и быть внимательными в наших отношениях с Богом, чтобы наши печали были не столь частыми и не такими мучительными.
Почему мы должны благодушно переносить скорби
Мы должны переносить их с терпением, так как, во-первых, если мы нетерпеливы, то ничего не слышим, и даже более того — мы увеличиваем наши страдания; и, во-вторых, поскольку тот, кто терпеливо переносит скорби здесь, тот получит воздаяние в будущей жизни, своим терпением на деле проявляя свою веру в будущую жизнь, которая есть вера в Того, Кто ее обещал.
Но не должны ли мы и по-философски относиться к вещам мира, держа в уме скоротечность мира и мимолетность нашей жизни, которая во многом подобна полевому цветку, цветущему и живущему только один день (см.: Мф. 6: 28–30)? Впрочем, зачем я оставил самую важную причину? Христианин не должен унывать по причине своих скорбей, поскольку Христос таинственным образом утешает его: да, успокаивает и утешает его. Христос, действуя незаметно, возрождает в сердце христианина твердую уверенность в Своей искупительной благодати и укрепляет его в подвиге несения скорбей, так что человек безболезненно переносит горечи жизни и тяжести своих злостраданий. Христос источает страждущему человеческому сердцу божественный бальзам, прижигающий душевные боли. Христианин не должен отчаиваться в своих скорбях, поскольку надежда на Христа есть одна из трех обязанностей христианина. Он должен терпеть, поскольку за немногие скорби он унаследует Небесное Царствие (см.: Деян. 14: 22), «идеже несть болезнь, ни печаль... но жизнь безконечная» (кондак из заупокойной службы; см.: Ис. 35: 10, 51: 11) и небесное блаженство.
Скорби нынешнего века, как говорит апостол Павел, являются ничтожными в сравнении с имеющей открыться будущей славой: ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8: 18); это та слава, которую уготовал Господь любящим Его: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2: 9).
Итак, будем мужаться и потерпим немного, чтобы нам удостоиться небесной радости и Божественной славы. Будем по-философски относиться к вещам мира, чтобы проходить жизнь более беспечально. Будем уповать на Бога, и Он, уврачевавший расслабленного, поможет и нам в наших страданиях. Еще немного — и Божественная благодать придет. Потерпим еще немного ради Небесного Царствия.
Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10: 22, 24: 13; Мк. 13: 13).
Афины, 17 февраля, 1885 год
Перевод иеромонаха Антония (Подоровского)
Источник: Нектарий (Кефалас), свт., митрополит Пентапольский. Собр. соч. Т. 1. Десять церковных проповедей на святую Четыредесятницу. Слово 2, О терпении в скорбях. — Афины: Митрополия Идры, Спетских островов и Эгины, Св.-Троицкий м-рь, 2010.
23.11.2021