Великая пятница
День осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. Утром служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — жертва принесена на Голгофе. Днем служится вечерня с чином выноса Плащаницы — Иосиф Аримафейский снимает Пречистое Тело Господа с Креста и кладет его во гроб.
В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, Великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Так кончилась страшнейшая и величайшая драма в истории мира. Безжизненно повисло на разодранных ранах от гвоздей пречистое тело Спасителя нашего... Низко опустилась на грудь мертвая глава. И так оно долго висело. Уже разошлись, бия себя в грудь, те окаянные, которые Его распяли, а тело все висело и висело — долго висело... Висело, доколе не пришли блаженные тайные ученики Христовы, «фарисеи» Иосиф и Никодим, и сняли со Креста окровавленное тело Спасителя и положили его на разостланное на земле чистое полотно, обмыли кровь и грязь и положили на другую плащаницу, чистую и сухую.
На плащаницу... и вот пред вами плащаница с телом Иисусовым... О Господи наш, Господи! Что же это такое? Как могло это случиться?! Разве не говорил Он апостолу Своему Петру, когда в Гефсиманском саду отсек он ухо рабу первосвященника: …возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26: 52, 53).
Да, да, Он мог это сделать, но Он этого не сделал.
Он добровольно, добровольно — запомните на всю жизнь это слово, — совершенно добровольно претерпел страшную казнь, отдал жизнь Свою за жизнь мира, на Кресте.
Скажите, когда это было до Христа? Когда это было возможно, чтобы тот, кто имел бы власть избежать неприятностей, избежать даже смертной казни, не использовал бы этой своей власти? Когда бывало, чтобы шел человек добровольно на смерть? Это было после Христа, было со многими мучениками Христовыми, но до Христа никогда, никогда не было.
Итак, любовь, любовь безграничная, любовь безмерная, как бездонный океан, любовь Божественная, сострадание Божественное к гибели всего человечества были причиной того, что добровольно отдал Себя на страшную смерть Сын Божий, Христос Бог наш. Он явил Крестом Своим такую безмерную, такую безграничную любовь, какой никто-никто не мог и помыслить. Ибо любовь, Божественная любовь подвигла Его на то, что сделал Он. Итак, любовь к нам, окаянным, к нам, негодным, к нам, погибающим, побудила Спасителя нашего претерпеть страшные муки голгофские.
Только ли любовь? Нет, не только, ибо еще древний пророк Исаия за семьсот лет до Рождества Христова писал о Нем так, как будто бы был Его современником, как будто видел и знал все важнейшие события жизни Иисуса и сказал: …наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53: 5).
Итак, с одной стороны — безмерная любовь Божия, а с другой стороны — правосудие Божие. Так, бездонная пучина грехов, которые сотворены до пришествия Христа и которые творятся после пришествия Его, не могут остаться безнаказанными. Надо было, чтобы эти грехи были искуплены непостижимым для нас образом. Бог, Троичный в Лицах, в Предвечном Своем Совете нашел средство к тому, чтобы не остались безнаказанными грехи мира: Он возложил их на Сына Своего, на Господа Иисуса Христа. И Он понес грехи наши и мучим был за беззакония наши.
О, как понять, как постигнуть это? Это страшно, этого постигнуть нельзя, это одна из величайших тайн Божиих. И никогда ум человеческий не сможет понять, почему и как надо было, чтобы за грехи мира так страшно изъязвлен был Христос, Сын Божий.
Не должны ли мы со смирением, с глубоким преклонением познать и запомнить навсегда одно — что смерть Христова на Кресте была добровольной смертью за грехи наши: за грехи мои, за грехи ваши, за грехи отцов наших.
Святитель Лука Крымский
...И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову (Еф. 3: 19). Любовь, превосходящая разумение, превосходящая наше понимание, — это любовь Христова. Никто не может даже предугадать ни масштаб, ни силу этой любви, пока Христос в него не вселится. Может ли кто-то предугадать вкус меда, если никогда не пробовал мед своими устами? Лишь когда верой войдет Христос в сердце человека, тогда человек почувствует несказанный вкус любви Христовой, сладостный и упоительный аромат ее и непостижимую всеохватность ее.
Как, имея Христа в сердце, человек приобщается к широте, долготе и глубине познания Божественной мудрости, так же, имея Христа в сердце, он приобщается к бескрайней пучине Божественной любви Христовой. О братья мои, сколь бледны слова, когда нужно сказать о любви Христовой! Никогда и нигде не бывают они бледнее и немощнее, чем в этом случае. Воистину, что можно сказать при наличии таких поразительных доказательств любви Его: Он создал нас из любви, Сам воплотился из любви, из любви принял надругательства и смерть ради нас, из любви открыл нам небо и объявил о приготовленной нам славе бессмертной! Но и то, что мы перечислили, — только часть из всего того неисчерпаемого богатства, славы, красоты и животворной пищи, что называется любовью Христовой. О, только бы мы удостоились верой, чтобы Господь Иисус вселился в сердца наши, чтобы мы могли вкусить любви Его неописуемой!
О Господи Иисусе Христе, Жизнь наша, Мудрость наша и Любовь наша, очисти нас и вселись в нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
Святитель Николай Сербский